с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Кто займётся пациентом?
22 Июня 2016 г.

С июня система медицинского страхования вышла на новый уровень. В частности, появились контакт-центры, которые помогут централизовать работу с клиентами. Это одна из ступеней по совершенствованию системы. На данный момент, по признанию ряда экспертов, она работает неэффективно.

 

Проблемы и претензии

Суть их проста – финансирование организаций, не выполняющих возложенных на них обязанностей. Даже существует мнение, что система медицинского страхования вообще себя изжила. По сообщениям ряда СМИ, в Совете Федерации готовят предложение по упразднению ФОМС, предусматривающее прямое финансирование учреждений здравоохранения из федерального и региональных бюджетов. Одним из аргументов при этом приводится мнение президента Лиги защиты пациентов Александра Саверского, который заявляет,  что в данный момент непонятны критерии оценки оказания медпомощи, которую оплачивают страховые компании: если платить за лечение – учреждения будут бесконечно лечить; если платить за результат – больницы будут записывать здоровых людей больными, а потом объявлять здоровыми.

Однако эту точку зрения разделяют далеко не все. А учитывая задачу, поставленную в Послании президента Владимира Путина Федеральному собранию о завершении в текущем году перехода отечественной медицины на страховые принципы, так и вообще верится с трудом, что инициатива по упразднению ФОМС получит шанс на реализацию. Тем не менее вопрос, что делать с недостаточной эффективностью работы страховых компаний, пока остается открытым.

Права и обязанности

Руководство ФОМС и страховщики заявляют о том, что нацелены на усиление контроля качества оказания медпомощи и защиты прав пациента. В частности, еще в мае на «круглом столе» в Алтайском крае с Николаем Герасименко заместитель директора ТФОМС Галина Широкова пояснила, что Территориальным фондом осуществляется контроль за деятельностью страховых компаний, а также координация деятельности страховщиков практически по всем направлениям.

– Мы проводим широкое информирование застрахованных лиц о правах в системе ОМС, создаем условия для того, чтобы как можно большее количество людей знало о своих правах. При оказании медпомощи это позволяет избежать нарушения прав пациента. Однако, если это все же произошло, правильным будет обратиться к руководству медучреждения. Когда проблема не решается и так, то нужно искать помощи в той компании, которая выдала пациенту страховой полис. Отмечу, что значительная часть населения обращается за помощью к нам, – сказала она.

Спектр нарушения прав пациента широк. От грубого обращения персонала больницы и затягивания сроков ожидания медицинской помощи до оказания на платной основе медицинских услуг, которые гарантированы программой ОМС. Поэтому вполне естественно, что оптимальной станет ситуация, когда пациент будет владеть всей необходимой информацией в области обязательного медстрахования. С законодательной базой можно ознакомиться на сайте Территориального фонда ОМС. Более того, в каждом медучреждении существуют информационные стенды.

Но, как оказалось, и такой подход не закрыл все существующие вопросы в отношениях «пациент – больница – страховщик». Поэтому Территориальный фонд обязательного медицинского страхования проинформировал, что с 1 июня 2016 года начал функционировать Контакт-центр в сфере обязательного медицинского страхования.

– Цель его в персонифицировании учета всех обращений граждан в системе ОМС. Сегодня эта работа ведется и страховыми компаниями, и фондом, а с 1 июня появилась возможность объединения вопросов и обращений граждан, их анализа, контроля за деятельностью страховых компаний не только по соблюдению сроков, но и по качеству рассмотрения этих обращений, – рассказала Галина Широкова.

При этом, по словам директора ТФОМС Марины Богатыревой, нововведение не требует дополнительного финансирования и будет организовано в рамках основной деятельности на основе уже существующих подразделений.

Адвокат для больного

Однако это еще не все новшества. Как известно, Минздрав России заявил о создании в 2016 году системы страховых поверенных.

– Политика государства направлена на усиление роли страховых компаний. Роль поверенных будет заключаться в том, чтобы сопровождать своих застрахованных на всех этапах оказания помощи, в случае необходимости курировать этапы их лечения, проведение профилактических мероприятий, – заявила Широкова.

По сути, речь идет об адвокате в медицинской области. В принципе, эти задачи изначально стояли перед страховыми компаниями, однако с созданием системы поверенных формируется отдельная структура между пациентом и системой здравоохранения.

Глава Минздрава Вероника Скворцова, комментируя нововведение, пояснила:

– Мы прописываем обязательность медицинского сопровождения каждого человека конкретным страховым поверенным, к которому пациент точно так же прикреплен, как к врачу.

Медицинские поверенные смогут оказать помощь при выборе врача и медучреждения, а также будут нести ответственность за планирование и исполнение медицинских профилактических процедур (например, диспансеризации). Одной из задач страхового поверенного будет через СМС-сообщения и другие напоминания увеличивать приверженность больных к лечению, – подчеркнула министр.

Заместитель директора ТФОМС рассказала, что внедрение новой системы будет проходить в несколько этапов. В нашем крае, как и по всей стране, внедрение первого из них ожидается уже к 1 июля 2016 года. Поверенными станут сотрудники страховых организаций, которые будут проходить определенное обучение.

О политике в медицине

Как будет развиваться в дальнейшем страховая медицина, решали на Всероссийском форуме «Здоровье людей – основа успешного развития России» в Крыму в конце мая. Депутат Госдумы от Алтайского края Николай Герасименко модерировал одну из площадок форума, на которой в том числе обсуждалось и это, прокомментировал данный вопрос:

– Темой, требующей политического решения, является повышение эффективности системы обязательного медицинского страхования. Наши эксперты говорят о необходимости формирования пациентоориентированной системы здравоохранения и о повышении качества работы страховых медицинских организаций. Например, предлагается тщательно проработать внедрение института страховых поверенных,  а также усилить контроль над деятельностью страховых медицинских организаций вплоть до введения законодательной возможности исключать страховые медицинские организации из реестра участвующих в обязательном медицинском страховании при выявлении нарушений в их деятельности.

Кроме того, Николай Герасименко считает необходимым сформулировать страховые принципы, которые трактовались бы едино.

– Страховые компании напрямую заинтересованы в том, чтобы предложить эффективную модель работы страховых принципов в схеме «пациент – медицинская организация – страховая компания», которая в масштабах страны, а не отдельно взятого региона продемонстрировала бы максимальную эффективность с точки зрения вовлечения бюджетных средств и их расходования, – считает он.

*   *   *

Учитывая то, что, по замечаниям экспертов, страховому рынку надлежит становиться в конкурентной среде, положительную роль могло бы сыграть развитие института добровольного медстрахования как инструмента для получения базового пакета медуслуг. Однако в данный момент этот вид позиционируется исключительно как дополнительный. Поэтому пациентам следует помнить о существующих возможностях страховых компаний, выдавших им медицинский полис, и не стесняться обращаться к ним за помощью, если таковая потребуется.

 


источник :  www.ap22.ru

вернуться в раздел новостей