Сегодня вы сами решаете, стоит ли делать малышу прививки, когда необходимо вести его к врачу, и что должно быть в детской аптечке. Тем не менее, в определенных случаях, вашего мнения относительно лечения ребенка могут и не спросить. И на это у врачей есть законодательное обоснование.
Новый Федеральный закон значительно сокращает срок судебного разбирательства в случаях, когда родители отказываются от лечения ребенка. Для справки: раньше подобные вопросы разбирали в судах до двух месяцев, теперь – до пяти дней, а в исключительных случаях и до одного. Но как будет действовать новый закон? И в каких случаях ребенка насильно будут забирать в больницу? Давайте разбираться.
Поправки в Кодекс административного судопроизводства №223, о которых и идет речь, – не просто предложение. Они приняты 28 июня и одобрены подписью президента. По задумке инициаторов, направлены поправки на то, чтобы защитить несовершеннолетних и недееспособных лиц, если их законные представители отказываются от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.
Получается, что настаивать на лечении медики должны лишь в исключительных случаях. Однако на родительских форумах уже обсуждаются примеры того, как новое изменение в законодательстве пытаются реализовать в случае самых разных болезней ребенка. «Я вызвала скорую лишь для подстраховки, когда у сына случился очередной приступ хронического заболевания», – пишет одна из мам. По словам женщины, она знала, что делать в случае приступа, и у нее были наготове соответствующие препараты. Когда приехала скорая, ребенок мирно спал. Врач же, как пишет женщина, не только стал просить разбудить ребенка, но и пригрозил ей полицией и органами опеки.
Написанное заставило многих родителей начать беспокоиться. Что если, по их предположениям, под закон попадет, например, недовес или перевес ребенка?
Обеспокоен принятием новых поправок и председатель Московского Городского Родительского Комитета Руслан Ткаченко:
«Я давно занимаюсь этой темой. И поверьте мне: случаев, когда происходит врачебная ошибка очень много, случаев, когда детей просто залечивают – столько же. Я ни разу не сталкивался с тем, чтобы родители сознательно не лечили своих детей. Только читал несколько раз о таких случаях. Наоборот, мы зачастую сталкиваемся с тем, что детей хотят просто заколоть антибиотиками. Вот возьмите ложный круп, к примеру. Это история чисто психологическая, то есть с ребенком нужно больше гулять, проветривать помещение, читать. Врачи же кладут ребенка в инфекционку и начинают обкалывать антибиотиками, после которых месяца два детский организм еще нужно восстанавливать. И я не на стороне врачей в данной ситуации, потому что никто больше чем родители, не будет любить своих детей. А любая медицинская услуга должна осуществляться лишь при добровольном согласии».
«Вырывать у вас из рук ребенка незаконно», – спешит успокоить юрист Артем Ерофеев. «Согласно принятым поправкам, врачам потребуется составить административное исковое заявление. Именно его они должны предъявить вам как лицу, которое отказалось от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица». По словам юриста, принципиально важным моментом в таком заявлении должно быть указание на заключение врачебной комиссии медицинской организации.
К заявлению также прилагаются:
1) медицинская документация гражданина, в защиту интересов которого подается административное исковое заявление;
2) заключение врачебной комиссии медицинской организации с указанием диагноза, тяжести заболевания, описанием состояния, требующего спасения жизни пациента, а также иные материалы, подтверждающие необходимость проведения медицинского вмешательства в целях спасения жизни пациента;
3) документы, подтверждающие отказ законного представителя несовершеннолетнего от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица;
4) документы, подтверждающие уведомление органа опеки и попечительства о подаче административного искового заявления о защите интересов несовершеннолетнего в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица.
Поскольку сроки рассмотрения таких дел значительно сократились, судья немедленно принимает иск и начинает разбирательство. Суд вправе потребовать и иные документы, необходимые для вынесения решения. При этом ваша, как представителя ребенка, неявка не будет препятствовать рассмотрению и разрешению дела. Конечно, за исключением случаев, если ваша явка признана судом обязательной.
Важный момент: все судебные разбирательства начинаются только тогда, когда речь идет о спасении жизни ребенка. С медицинской точки зрения, угроза его жизни заключается в тяжелых заболеваниях, для устранения которых должны быть привлечены соответствующие лечебные заведения, специалисты и медикаменты. То есть обычная простуда вряд ли просто так превратится в угрозу жизни ребенка, по мнению врача.
Получается, что изменения все же могут быть полезны. Однако они вызывают опасения у тех, кто работает с неизлечимо больными детьми. Паллиативная медицина для нашей страны – явление пока новое. Вылечить такого больного нельзя, но его состояние можно облегчить. По мнению экспертов, работающих с паллиативными больными, существует достаточно случаев, когда врачи просто перестраховываются и применяют те методы лечения, которые не только не улучшают состояние таких детей, но и ухудшают его. К примеру, пациентов с муковисцидозом подключают к аппарату ИВЛ, «раздышаться» самостоятельно после этого ребенку очень и очень сложно. Новые поправки, считают в благотворительных фондах, могут создать череду исков против родителей, дети которых неизлечимо больны. Речь идет именно о тех случаях, когда родители в курсе состояния ребенка и делают все, чтобы облегчить его состояние. Этот момент, как считают в фондах, необходимо было прописать в законе.
Как именно новые поправки скажутся на детях и родителях?
На вопрос ответил президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский:
«Ничего экстраординарного в поправках я не вижу. Сам механизм существовал и до этого. И эти сроки – пять дней и один день – действительно оправданы. Некоторые родители готовы рисковать жизнью ребенка во имя собственных убеждений. Конечно, два месяца для подобных судебных разбирательств – слишком большой срок. Такие разбирательства ведь начинают тогда, когда речь идет об угрозе жизни ребенка, и медлить здесь нельзя. Суд в любом случае примет во внимание доводы обеих сторон. И ситуации, повторюсь, будут касаться исключительно тех случаев, когда есть угроза жизни, то есть моментов, когда налицо серьезные конфликты. Если же врачи в чем-то не согласны с родителями, то они будут просто следить вместе с ними за состоянием ребенка. Я приведу несколько примеров, чтобы было понятна, что вмешиваться иногда необходимо. Те же Свидетели Иеговы против переливания крови и даже гемодиализа. Они видят запрет на это в Библии, хотя ни о каком гемодиализе там, конечно, не сказано. Ко мне лично обращались представители этой организации и просили отстоять их интересы в подобном случае. Но я отказался, и объяснил, что для их детей такое поведение – это реальная угроза жизни. Вот для кого нужны такие поправки, всем остальным паниковать не стоит».
Безусловно, ответственность за жизнь и здоровье ребенка лежит на его родителях. Это они представляют его интересы и решают, стоит ли делать прививки или нет, продолжать ли грудное вскармливание или заканчивать и так далее. Впрочем, давайте признаем – в некоторых случаях без врачей все же не обойтись. И здесь речь идет уже не о незначительном недовесе или перевесе, а о ситуации, когда ребенку нужно спасать жизнь. Вышеупомянутые случаи с необходимостью переливания крови это доказывают. В любом случае решение останется за вами. Главное – постарайтесь принять правильное.
источник : deti.mail.ru