С развитием ИТ-инструментов привычная модель здравоохранения резко изменится - появятся новые игроки рынка, пациенты станут активными участниками процесса, мониторингу здоровья будет отводиться существенная роль. 64-я рабочая группа Российской академии медицинских наук выпустила резолюцию об ожидающих рынок переменах и о шагах, которые необходимо предпринять всем участникам.
Нарастающие технологические волны на глазах изменили способ доставки биомедицинской информации пациенту и медицинскому персоналу. В резолюции 64-й рабочей группы «Девятый вал», вероятно, накроет, когда с появлением квантового компьютера резко трансформируются:
привычная и принятая большинством граждан иерархическая модель системы общественного здравоохранения,
модель управления медицинской помощью на уровне медицинской организации любой формы собственности и подчинённости,
организация и доставка информационных и медицинских услуг пациентам и персоналу,
форма оказания медицинской помощи и мониторинга здоровья (в значительной степени переходя к дистанционному взаимодействию с системой здравоохранения),
поддержка принятия медицинских и организационных решений,
роль безопасности хранения персональной информации и электронных медицинских записей,
ожидания и требования квалификация (коммуникативные навыки) участников рынков биомедицины, индустрии здоровья и образования.
Смена фокуса применения ресурсов здравоохранения от системы к потребителю услуг
Комплекс из частных и государственных ресурсов (общественных фондов потребления), в частности сегмент частных ресурсов (включая добровольное медицинское страхование, средства от возмездных услуг физических и негосударственных юридических лиц) постоянно увеличивается в размерах. Это прогнозируемо: персона и работодатель наиболее заинтересованные стороны и должны нести значительную долю ответственности за состояние здоровья и производительность труда. Тенденция увеличения стоимости услуг нарастает в ускоренном темпе в глобальном масштабе [А. Жаворонков, 2013].
Если ранее пациент обращался в поликлинику, больницу по потребности, то будущие информационные системы (в том числе благодаря дистанционной и мобильной медицине) могут видеть проблемы персоны и активно предлагать варианты их решений (в том числе и дистанционно).
Появятся новые игроки «экономики знаний». С информационной революцией в социальной сфере, подготовленной нам, изменяется финансовая панорама и управление потоками частных и государственных ресурсов.
Планирование финансовых средств на будущие периоды происходило от достигнутого уровня ресурсного обеспечения (с учётом инфляции) в соответствии с плановыми потребностями системы общественного здравоохранения. Ныне финансовый прогноз затрат на медицинские услуги трансформируется и ориентируется на суммарные потребности реализации индивидуальных планов медицинских мероприятий каждого застрахованного.
Изменение модели планирования потребует более значительных объёмов ресурсов для решения биомедицинских задач каждого индивида с учётом расширяющихся возможностей биомедицины и информированностью застрахованных.
Трансформация в сторону персонификации принципов социального страхования, сочетание ДМС и ОМС, ОМС+, расширение рисковых принципов возможно реализовать только путём составления и управляемой реализации индивидуального плана медицинских мероприятий персоны. Такой план может формироваться личным врачом для каждого застрахованного в полуавтоматизированном режиме при поддержке службы «Страховой поверенный».
Рис.1. Ведение индивидуального плана медицинских мероприятий каждого индивида - фокус интересов участников индустрии здоровья.
Основная задача деятельности службы «Страховой поверенный» - удовлетворение потребностей застрахованного (ДМС и ОМС) с оптимальным вовлечением разнообразных продуктов страховой компании, банков и медицинских организаций всех форм собственности (рис. 1) для снижения затрат страховой компании (снижения убыточности страховых операций). Эта особенность нового этапа развития модели общественного здравоохранения и драйвер развития индустрии здоровья сегодня.
Очевидны преимущества совокупной инфраструктуры дистанционных медицинских услуг и виртуальных госпиталей, клиник, телемедицинских поликлиник [П. Кузнецов, 2015]. Необходимо планировать и финансовые средства с конкретными планами медицинских мероприятий (лечения). Многие пациенты (их близкие) остро нуждаются в удалённой медицинской поддержке. Оказание дистанционных услуг должно базироваться не только на информации государственных учреждений, но и на данных, сохраняемых провайдерами услуг и гражданами лично в персональных электронных картах здоровья. Это основа анамнестического блока классической электронной медицинской карты амбулаторного и стационарного пациента.
Многие документы застрахованных (генетический паспорт спортсмена, сертификат профилактических прививок, личная медицинская книжка) сегодня хранятся на руках в бумажном виде.
Внешний вид «Сертификата профилактических прививок» и «Личной медицинской книжки»
Созданы и многочисленные электронные базы персональной медицинской информации:
Инструменты формирования и хранения персональной информации о состоянии здоровья застрахованных.
Отсутствует площадка, где все сведения для эффективного планирования биомедицинских, финансовых, информационных, сервисных и проч. услуг сведены воедино для принятия управленческих и финансовых решений.
Схема связей файлов в «Едином электронном окне здоровья», в качестве инструмента ведения индивидуального плана биомедицинских мероприятий застрахованного.
Лавинообразный рост объемов персональных данных о биомедицинском состоянии человека происходит на фоне значительного разнообразия точек их первичного получения (от государственных социальных систем, медицинских информационных систем до персональных носимых устройств), а также – необходимости постоянной доступности этих данных из любой географической точки. Такой доступ осуществляется, прежде всего, в интересах конкретного индивида при соблюдении законодательных требований по защите персональных данных.
К основным типам ресурсов для хранения персональных данных о состоянии здоровья относятся:
персональные электронные карты здоровья,
интегрированные электронные медицинские карты, развиваемые в составе национальных информационных системах в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ),
информационные системы в сфере здравоохранения мегаполисов и регионов (ЕМИАС и РМИС),
медицинские информационные системы учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую, стационарную и экстренную медицинскую помощь,
информационные системы территориальных фондов обязательного медицинского страхования,
регистры и базы данных страховых медицинских компаний,
информационные системы учреждений социальной сферы
«облачные» хранилища данных мобильных приложений и носимых устройств,
личные носители информации.
То есть информация о биомедицинских показателях одного человека (застрахованного) разбросана в электронном и бумажном виде по разным местам и, при необходимости, по сложным алгоритмам собирается у нужного врача.
На фоне разнообразия баз и форм хранения данных чрезвычайно важны процессы интеграции - необходим единый ресурс или способ доступа к персональным данным о здоровье, сохраняемым по принципам grid-computing и с соблюдением требований по интероперабельности и безопасности данных. Такой подход обеспечит доступность информации для уполномоченного лица (медицинского, социального работника, страхового представителя, родственника) в любой момент времени и из любой географической точки.
Актуальность обеспечения постоянного защищенного доступа к персональным медицинским данным обусловлена переходом цивилизации к шестому технологическому укладу, а также – необходимостью модернизации национальных систем здравоохранения на принципах медицины «4P». Возможность доступа к персональным данным о здоровье со стороны авторизованных третьих лиц (врачей, медицинских сестер, социальных работников, страховых поверенных, родственников и т.д.) позволит осуществлять:
прогнозирование и устранение проблем, связанных со здоровьем, до их проявления,
персонифицированную организацию и предоставление медицинской помощи,
совместное эффективное участие в медицинском цикле различных медицинских специалистов.
Ключевой момент – вовлеченность и личная ответственность индивидуума за накопление и сохранение персональных медицинских данных (Концепция ответственный пациент, Шифрин, Зингерман, Шкловский, 2010). Эта позиция обеспечивается формированием культуры использования персональных электронных карт здоровья. Заинтересованность отдельного человека в использовании такой технологии особо поддерживается механизмами управления собственной жизнью и финансовыми расходами, связанными со здоровьем.
Важнейшей проблемой также является традиционное «патерналистское» отношение врача к пациенту. Во врачебной среде передача пациенту подробных данных о его здоровье считается не обязательной и даже вредной. Необходимо преодолевать эти тенденции и выработать способы стимулирования врачей к передаче личных медицинских данных пациентам, так и пациентов активно использовать информацию о своем здоровье. Так в США в рамках национальной программы информатизации (Meaningful Use), более трети критериев, по которым оценивается и финансируется внедрение медицинских информационных систем связано с информированием пациентов. А начиная с 2018 года врачи вынуждены будут не только передавать информацию пациентам, но также будут отвечать за «активное использование» пациентами этой информации (через порталы пациентов, PHR-системы и др)
В глобальной перспективе постоянное комплексное накопление персонифицированных медицинских, биометрических, социальных, спортивных, экологических и иных смежных показателей в «Едином электронном окне здоровья» человека позволит решить целый спектр личных задач и задач систем государственного управления социальной сферой и индустрии здоровья.
Рекомендации
1. Разработчикам информационных систем.
Хранение физическими лицами персональной медицинской информации личного пользования в цифровом виде (персональные электронной карты здоровья, единого электронного окна здоровья) может быть реализовано в виде отдельных электронных носителей информации и в форме «облачных» решений с учётом:
а - требований нормативно-правовой базы РФ, единых стандартов, рекомендаций саморегулируемых организаций (Национальной ассоциации медицинской информатики - НАМИ, Ассоциации развития медицинских информационных технологий -АРМИТ),
b - с необходимым уровнем безопасности и интероперабельности,c - с учетом возможностей сервисов Единой государственной информационной системы здравоохранения РФ, Единой медицинской информационно-аналитической системы г. Москвы, информационных систем медицинских организаций любых форм собственности.
2. Разработчикам медицинских информационных систем (МИС), имеющих в своем составе Электронную медицинскую карту, предусматривать функционал, обеспечивающий выгрузку в электронном виде медицинской информации, содержащейся в ЭМК конкретного пациента, для последующей загрузки ее в Персональную электронную медицинскую карту (ПЭМК), используемую пациентом.
3. Ассоциациям медицинской информатики (НАМИ и АРМИТ) подготовить рекомендации по ведению физическими лицами (гражданами РФ) медицинских записей в электронном виде для личных нужд.
Подготовить проект национального стандарта Разработать (ГОСТ Р) по ведению Персональных электронных медицинских карт
Подготовить концепцию и предложения по стимулированию медицинских работников к передаче гражданам информации и копий медицинских документов, касающихся их здоровья, а также стимулирования граждан к активному использованию информации о своем здоровье.
4. Участникам рынка IT-продуктов в биомедицине и системе общественного здравоохранения для поддержки конкурентных преимуществ программных средств учитывать потребность использования физическими лицами персональных карт здоровья (решить вопросы интероперабельности и безопасности).
5 IT-службам страховых компаний предусматривать реализацию принципов персональной ответственности застрахованных за своё здоровье путем широкой информационной поддержки ДМС- и ОМС-застрахованных со стороны поверенных и представителей СМО, а также IT-вендоров в подготовке и реализации индивидуального плана медицинских мероприятий, предусматривающего комбинацию источников финансирования помощи.
6. Департаментам образования и руководителям средних образовательных учреждений: предусмотреть включение в дисциплину «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» изучения вопросов самомониторинга состояния здоровья и ведения личных дневников наблюдения за состоянием своего здоровья с накоплением доступной медицинской информации в электронном виде.
7. Минздраву России подготовить нормативные документы, обеспечивающие предоставление и доставку пациенту электронных копий его медицинских документов по электронным каналам связи.
8. Оргкомитету форума «Виртуальная медицина и mHealth» в сентябре 2016 года включить в программу вопросы автоматизации планирования и контроля индивидуальных планом медицинских мероприятий физических лиц.
источник : www.iksmedia.ru