Репортер ФАН-ТВ присутствует на пресс-конференции «Здоровые дети – здоровая Россия!», где в преддверии нового созыва Государственной Думы РФ обсуждают новый законопроект о защите здоровья детей. Можно ли уменьшить детскую инвалидность? Как сделать так, чтобы ЕГЭ не убивал школьников? Есть ли угрозы в сфере детского питания? Разговор поднял много острых вопросов....
Работа над законопроектом велась больше десяти лет, с ним связывают большие надежды. Он будет внесен на рассмотрение членов Государственной Думы в ходе осенней сессии 2016 года. Новый закон призван обеспечить наивысший уровень здоровья маленьких граждан России, догнать Америку в области детской педиатрии и научиться предотвращать проблему детской смертности и инвалидности. По мнению авторов законопроекта, единая система заботы о детском здоровье, в том числе психическом, которая вобрала бы в себя множество норм, законодательных моментов и была бы лишена противоречий, поможет этого добиться. Одними из инициаторов закона стали сотрудники Научного центра здоровья детей Министерства здравоохранения РФ под руководством его директора Александра Баранова.
Баранов: Главная задача – это профилактика детской инвалидности
«Реализована у нас в стране мечта Никиты Сергеевича Хрущева догнать и перегнать Америку в области педиатрии. Уровень младенческой смертности у нас уже такой же, как в Соединенных Штатах, и даже чуть ниже», – рассказывает академик РАН, директор Научного центра здоровья детей, председатель исполкома Союза педиатров России Александр Баранов. При этом, он сообщает, что его в настоящее время больше всего волнует проблема детской инвалидности. Сегодня в России 540 тысяч детей-инвалидов, и эту ситуацию нужно менять. В ноябре состоится координационный совет, посвященный детской инвалидности. Ранее этот координационный совет был создан в связи с выполнением указа президента России Владимира Путина о национальном плане действий по улучшению положения детей. ...
«Главная задача – это профилактика детской инвалидности. Мы проанализировали ситуацию в этом направлении и нашли очень много возможностей предотвращать инвалидность. Мы бы хотели на уровне закона определить действия по профилактике детской инвалидности».
По словам Баранова, о необходимости создать закон о защите здоровья детей шла речь еще восемь лет назад. В Научном центре здоровья детей была создана лаборатория по правам ребенка, которая разрабатывала концепцию и содержание этого закона, но на тот момент центру не удалось найти поддержку со стороны Минздрава и юристов. ...
27 мая 2014 года законопроект обсуждался на координационном совете при президенте РФ. Александр Баранов цитирует произнесенные тогда слова Владимира Путина: «Должен быть интегрированный документ, который станет окончательной бумагой, броней, защищающей интересы подростков и ребенка, чтобы не шастать по всем, извините за моветон, многочисленным бумажкам, законным и подзаконным актам, а в какой-то отдельной и специальной всё найти, чтобы это было ориентиром для всего общества в этом направлении. Нам надо над этим подумать».
Слепак: В России 20 миллионов семей живут за чертой бедности
В пресс-конференции принимает участие председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, член президиума Центрального совета межрегиональной общественной организации «Союз отцов России» Владимир Слепак.
В начале своего выступления он рассказывает о том, что он сам является многодетным отцом – у него пятеро детей. «Мы себя называем социальным государством. В нашей Конституции это записано как приоритет сегодня государственности. Хотелось бы, чтобы этот приоритет соответствовал, и чтобы наши дети получили сегодня все те возможности – не только с точки зрения здравоохранения, лекарств, медицинской помощи, но и с точки зрения других аспектов». Демографическую проблему также нужно решать в привязке к этой теме. Слепак цитирует слова одного из членов Правительства России, который говорил недавно, что в России 20 миллионов семей живут за чертой бедности, и зачастую это семьи с детьми. При этом, в России один миллион многодетных семей, но их поддержка, по мнению спикера, не соответствует заявленным на самом высоком уровне приоритетам государства....
Родители России не могут быть уверены в качестве продукции
Также Слепак вспоминает, что больше года назад Путин поручил проработать вопрос питания и качества продуктов. За всё это время никто из профессионалов не слышал, что данный вопрос решается. Слепак называет Россию страной массовой подделки сертификатов соответствия, где любой родитель, покупая те или иные продукты, не может быть уверен в их качестве.
Вторая серьезная тема – это проблема детской инвалидности. Слепак сообщает, что за последнее время поступило свыше 100 тысяч обращений россиян в органы государственной власти, связанных с неправильным установлением категорий инвалидности. Спикер призывает спрашивать по полной программе с органов МСЭ (медико-социальной экспертизы – прим. ред.), чтобы они несли ответственность за свои ошибки и за сопровождающее их взяточничество. «Почему сегодня мы считаем это невинными ошибками, если за ними стоят жизнь и здоровье наших детей?» – формулирует вопрос Слепак.
Также он рассказывает, что накануне Нового года был совершен рейд по проверке детских игрушек. В 30% игрушек было обнаружено превышение тяжелых металлов в сотни раз относительно разрешенной нормы. Канцерогены могут вызвать у ребенка, как минимум, аллергию. Подобная ситуация и в ювелирном бизнесе: на прилавках часто появляется золото с кадмием. Таким образом, причина заболевания ребенка, которому, например, прокололи уши, может быть сокрыта в родительском подарке....
Главные проблемы детей России требуют срочного решения
Также тревожная ситуация в плане заражения туберкулезом. «Я насчитал несколько десятков случаев, когда персонал детских учреждений – воспитатели, повара – заражают наших детей». Слепак сетует, что при нынешней ситуации, когда один раз в год персонал проходит флюорографию, поймать возникновение туберкулеза зачастую оказывается невозможным.
Несмотря на поручения президента, также вопиющей остается ситуация с детским отдыхом. Спикер подчеркивает, что в детских оздоровительных лагерях настоящий кошмар: к примеру, в еде находят странных существ и т.п. По его словам, за четыре года с поручения Путина в этой сфере ничего не было сделано....
Также заслуживает особого внимания крайне неблагоприятная ситуация на дорогах. «По статистике, в год совершается 240 тысяч ДТП, в результате которых страдают, становятся инвалидами либо погибают наши дети. 75-80% детских кресел сегодня являются контрафактом. Данную ситуацию нужно срочно менять, чтобы защитить детей.
Дискриминация – проблема нашего времени. «Дети из многодетных семей, дети-инвалиды, дети-сироты, дети, потерявшие кормильца... А могут эти дети сегодня попасть в частную школу, которая субсидируется государством, и государство платит за каждый учебник? Нет, нет и нет! А могут они попасть в частную клинику? Нет. А могут они сегодня заниматься спортом?» – спикер продолжает приводить примеры нынешней дискриминации.
«Мне представляется не просто закон, в соавторы которого меня пригласили. Мне кажется, сегодня дело чести государства обратить внимание на те проблемы, о которых сказали мои коллеги и я сам, и принять этот закон, чтобы слово не расходилось с делом, чтобы маленькие граждане РФ обрели уверенность в завтрашнем дне, чтобы они были защищены государством. И по-другому быть не может»....
Саверский: Человек имеет право на наивысший достижимый уровень здоровья...
Президент «Лиги пациентов», эксперт РАН, член экспертного совета при Правительстве РФ, юрист Александр Саверский готовил последнюю редакцию законопроекта. Его текст вместе с пояснительной запиской к нему можно посмотреть на сайте детиздоровы.рф.
По словам Саверского, авторам законопроекта удалось отбить последний довод оппонентов этого закона, которые говорили о том, что у него нет концепции, он не содержит ничего нового, и все права детей можно погрузить в ныне действующий закон 323 «Об основах охраны здоровья». Саверский сообщает, что кое-что новое сделать все-таки удалось в плане защиты здоровья детей. В частности, удалось применить к данному законопроекту международные нормы права – в том числе, статью 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, участником которой Россия является, но эта статья никак не принимается. Согласно ей, человек имеет право на наивысший достижимый уровень здоровья, что для России звучит достаточно необычно. Данную статью, как говорит Саверский, хотелось бы применить, в первую очередь, к детям. Но как? «Нужно выяснить факторы, влияющие на здоровье, оценить влияние этих факторов на здоровье и дальше ими управлять». Созданием регистра факторов, по словам юриста, мог бы заняться Роспотребнадзор. Также нужно вывести шкалу оценки этих факторов и оцифровать ее....
«На мой взгляд, мы сейчас может поставить перед собой новую амбициозную задачу и вместо двух сфер в области здоровья, а именно, медицинская помощь, которая имеет дело с болезнями, и охрана здоровья – это профилактика, поставить третью задачу – улучшение здоровья. Она по своей природе является активной, вместо пассивных двух. Задача по улучшению здоровья – это задача по активному поддержанию своего состояния здоровья. Это принципиально новая концепция», – говорит Саверский.
Вторая задача – создать кодекс норм права в отношении здоровья детей. И это тоже удалось сделать. Он унифицирован: там и защита информации, и защита от неблагоприятных факторов, и эпидемиология, и медицинская помощь… Он рамочный, и в него можно впоследствии вкраплять дополнительные позиции....
Новая экономика здравоохранения – что это такое?
Он также подчеркивает, что лекарства должны быть бесплатными для детей. «Это очевидно, это даже не обсуждается. И я должен сказать, что для этого есть некая новая философия, которую я сейчас пытаюсь до государства донести, – это новая экономика здравоохранения. В чем она новая? Дело в том, что существующее определение понятия «здоровье» в Уставе ВОЗ, на мой взгляд, устарело. Его надо переосмыслить. На мой взгляд, здоровье – это способность нормально осуществлять жизнедеятельность. Если это так, то это включает в себя способность нормально трудиться. Это ключевой момент. У нас способность трудиться никак не оценивается, у нас оценивается сам труд. А то, что нужно вложить в способность трудиться – здоровье детей, обучение человека дальше этой способности трудиться – это никак не рассчитывается. Поэтому экономика сейчас сделана в интересах частного капитала: «я заплачу только за то, что мне дали; а за то, что способствовало тому, что я это получу, меня не интересует». Макроэкономика так работать не может. Мы должны все понимать, что вложение средств в здоровье детей – это массовый государственный инвестиционный проект, который нам через 18 лет даст колоссальную экономическую эффективность. Только это и даст. А что еще? Нездоровый человек вам не даст экономики».
Саверский приводит опубликованные в 2006 году цифры ВОЗ. Согласно им, вложение в здоровье до 15 лет – абсолютный убыток для государства. Человек в 40 лет возвращает полностью все вложенные в него затраты. Человек в 60 лет дает двойную прибыль, и так далее. Саверский подчеркивает, что надо рассчитывать именно таким образом – поколениями, а не создавать план на ближайшие пять лет. Охрану здоровья нужно сегодня выстраивать в отношении экономического понимания, что это длинный цикл инвестиций....
Влияние школьной программы на здоровье детей
Президент «Лиги пациентов» также обращает внимание на то, что нынешняя школьная программа фактически убивает детей. «На мой взгляд, школа стала агрессивной, – говорит Саверский. – Если мы доводим детей до самоубийств, то люди, которые это создали, – преступники, и прокуратура это знает». Он говорит о том, что сегодня ЕГ – это доведение до самоубийства. Для детей в школе создана агрессивная среда, которая впоследствии приводит к тому, что дети тоже становятся агрессивными.
«Я надеюсь, что нам удастся перезагрузить эту всю систему и создать в школе заботливую среду обитания», – надеется он. Плохие стулья в школе – потом придется лечить искривление позвоночника, плохое питание – лечить от гастрита и т.п.
Саверский говорит и о том, что некоторые школьные предметы не нужны широкому кругу населения. По его мнению, лучше учить детей другим вещам. Развитие способности учиться, пользоваться информацией, умение контролировать себя, умение поведению в конфликтах, развитие интуиции, развитие абстрактного ума, дыхание в стрессовой ситуации – всему этому нужно учить детей, и такой человек во ...
источник : riafan.ru