с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Дмитрий Тарасов: «Пациенты научились ставить себе диагноз по запросу в «Яндексе»
13 Сентября 2016 г.

«Хочешь жить — не болей», «Врачи не лечат, а калечат», «В больницах все создано для того, чтобы сократить жизнь пациентам еще на этапе регистратуры»… Подобного рода обвинения со стороны пациентов в последние годы просто заполонили медицинское сообщество. И с каждым днем их становится все больше, несмотря на то, что система здравоохранения сейчас претерпевает серьезную перестройку.

 

На честный и откровенный диалог о проблемах современных медицинских учреждений, об организационных трудностях, о сопоставлении частной и государственной медицины вышел главный врач городской клинической больницы № 1 Дмитрий Тарасов. К такому же честному и открытому диалогу он призывает и пациентов, считая, что ситуацию способна улучшить адекватная обратная связь и уважительное взаимодействие врачей и посетителей больниц.

Фантастическое сопротивление

— Дмитрий Алексеевич, почему, на ваш взгляд, далеко не во всех государственных лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) удается создать систему оказания качественной медицинской помощи и число жалоб на систему здравоохранения со стороны пациентов с годами только растет?— Ключевое слово в этом вопросе — система. Система здравоохранения, десятилетиями отстраиваемая в СССР, в последнее время испытала множество потрясений и экспериментов по своей перестройке. Большинство из них были реализованы с разной степенью эффективности. Проблемы связаны не только с финансированием. Есть и другие причины — это завышенные ожидания, потребительский экстремизм, утерянное уважение к врачу со стороны пациента. Все чаще возникают открытые конфликты. Суды переполнены исками и жалобами на врачей. Зато в частных клиниках вводят анкеты «Оцените работу врача», что само по себе напрямую способствует потребительскому экстремизму. В итоге в обществе оказались перепутаны понятия медицинского обслуживания и медицинской услуги.

Для решения этических проблем системы здравоохранения нужна сложная, постоянная, рутинная работа, а не набор мероприятий. Да и результаты она приносит далеко не сразу. Зато в итоге мы заручимся доверием пациентов, сохраним кадры, которых и так не хватает, удовлетворим потребность врачей в личном развитии. Пока же я вижу только попытки, как это называется, «снизить социальную напряженность» и профанацию.

— С какими сложностями пришлось столкнуться при осуществлении автоматизации работы больницы? Действует ли система электронной записи к врачу?

— Получение талона к врачу через интернет — это лишь небольшая часть системы автоматизации здравоохранения. В медицине автоматизация позволяет ускорить диагностику, повысить качество лечения и скорость обслуживания. Но главное в медицине  не автоматизация, а сама медицина. Поэтому важно, чтобы информационные технологии стали поддержкой и помощью доктора. Но я наблюдаю фантастический уровень сопротивления использованию компьютеров! Помню, как попросил коллегу оформить информацию в таблице в формате Excel. «Да ну, вот еще! Сейчас я вам карандашиком в столбик все накидаю», — такой был ответ. Разумеется, существующее медицинское программное обеспечение не идеально. Писали его не медики, а программисты, а перевод информации с одного специального языка на другой — это, я вам скажу, задачка. Но перестраиваться все равно нужно.

— Как бы вы оценили качество работы новой системы на данном этапе?

— Так себе качество. Но чтобы настроить эту систему, отладить и усовершенствовать ее работу, нам нужна обратная связь от пациентов, которые попробовали, к примеру, получить талон в электронном виде, и у них что‑то не получилось. Но таких обращений нет. Меня удивляет другое: притом, что талоны к врачу в электронном виде сегодня заказывают только 10 % пациентов, наши граждане отлично научились ставить себе диагноз по запросам в «Яндексе». Всех смешных историй, которые из-за этого возникали, и не пересказать. Конечно, здорово было бы максимально автоматизировать медицину. Тогда голова доктора была бы занята пациентом, а не тем, как правильно заполнить отчетные формы. Пока эта задача не решится, самые современные системы, оборудование и чудо-машины будут лишь мертвым грузом.

Неравные условия

— Хотелось бы перейти к вопросу о сравнении государственной и частной медицины. В чем здесь ключевая проблема такой очевидной разницы в организации работы?

— Давайте все-таки говорить о сопоставимых вещах. В данном случае нам придется сравнивать медицинский сервис и медицинскую помощь, а это бессмысленно. Согласитесь, что 10 и 2000 пациентов в день — это все-таки разные потоки. А в ЛПУ добавляется еще и фактор экстренности. К нам пациенты попадают уже, как правило, в тяжелом состоянии, с непростыми ситуациями.

— Однако доверяют граждане все же больше частным организациям…

— Я бы не сказал, что доверяют больше. Да, когда ситуация не критическая, то, если есть возможность, выбирают частную клинику. Но когда ситуация экстренная и требуется сложная медицинская помощь или операция, пациенты что‑то не идут в частные медцентры.

Еще одна проблема — контент, который создают современные СМИ. Страшные истории в вечерних новостях про врачей-убийц, про смерти пациентов, про ошибки — это уже даже не пугает. Так, слегка тревожит. Но из-за этого в больницу человек приходит с уже заранее сформированной установкой: «Меня здесь не любят, хотят уморить, я никому не нужен». И считается, что лучшая оборона в таких случаях — нападение.

— Можно ли как‑то изменить эту ситуацию?

— Считаю, что нужно направить все усилия на то, чтобы перестать формировать «образ врага» и у пациентов, и у врачей. Нужно больше рассказывать о хорошем, а не только о том, что нагоняет ужас, раскачивает психику граждан и повышает рейтинги телеканалов. Необходимо озаботиться обучением среднего персонала клиентоориентированности и стрессоустойчивости, ввести понятную схему обратной связи. И давайте для начала создадим равные условия для государственной и частной медицины, а потом будем их сравнивать.

— Раз уж мы упомянули младший и средний медицинский персонал, то как бы вы оценили уровень их подготовки сегодня?

— Подготовка медицинских кадров тоже претерпела ряд преобразований. В основном они ориентированы на сокращение времени обучения. Вероятно, это полезно для оптимизации затрат на образование, но повысит ли это качество подготовки специалистов или хотя бы сохранит ли его на прежнем уровне, я не уверен. Реализация многоступенчатой подготовки врача обойдется государству, безусловно, недешево. Но, если посмотреть, сколько средств тратится на так называемое «повышение привлекательности профессии», сколько — на сохранение кадров, то окажется, что затраты сопоставимы. Я не говорю уже о том, что ценой этой оптимизации может стать человеческая жизнь.

— Как часто, на ваш взгляд, нужно проводить переобучение и повышение квалификации медицинского персонала?

— Врач учится всю жизнь. И не только на собственном опыте. Посещение обучающих мероприятий, обмен информацией должны быть постоянны. Раньше врачу нужно было самому заботиться о своем профессиональном росте. Теперь реализуется новая программа Минздрава РФ, которая предполагает внедрение системы подтверждения аккредитации медиков — и врачей, и среднего медперсонала. Сделать это можно в специальных симуляционных центрах. В будущем всем докторам придется проходить аккредитацию раз в 5 лет. После обучения и получения соответствующей аккредитации врач сможет начать работать по новой специальности.

 


источник :  www.up74.ru

вернуться в раздел новостей