Количество жалоб, поступающих в адрес медиков, в последнее время возросло в разы, причем половину всех исков предъявляют сутяжники. Врачи при этом не умеют и не хотят защищаться. Об этом сказала заведующая отделом комплексных экспертиз ГБУЗ Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Оксана Веселкина на международной конференции «Независимая медицинская экспертиза как инструмент досудебного урегулирования споров между врачом и пациентом». Организатором мероприятия выступила Национальная медицинская палата.
Самыми частыми фигурантами дел о врачебных ошибках становятся хирурги. На втором месте – акушеры и гинекологи, сообщила Оксана Веселкина. Эти специалисты чаще всего сталкиваются с ятрогенными травмами, соответственно, у них чаще всего возникает риск нанесения ущерба здоровью пациента. Однако, как отметила эксперт, не всегда судебные медики квалифицируют ятрогенную патологию как вред, причиненный врачом, и не всегда между действиями врача и ятрогенной патологией устанавливают прямую причинно-следственную связь. «Если мы доказываем, что действия врача были правильными, но привели к каким-то последствиям, которые расцениваются академической общественностью как ятрогенная патология, то это не квалифицируется как вред, причиненный здоровью, – сказала Оксана Веселкина. – Соответственно, такие последствия не принимаются судом для удовлетворения исков».
В части случаев, по ее словам, избежать исков помогает хорошо проработанное информированное согласие. «К сожалению, чаще всего добровольное информированное согласие заполняется формально, – констатировала эксперт. – В лучшем случае там написано: «Я, пациент такой-то, готов на все». Лишь в двух случаях в этом году мы видели действительно хорошо проработанное информированное медицинское согласие, и оба они касались стоматологического профиля. Видимо стоматологам, вообще достается. В Москве, например, 33% экспертиз, касающихся некачественного оказания медицинской помощи, относятся именно к стоматологическому профилю. Это наиболее частый вид гражданского судопроизводства».
По словам Оксаны Веселкиной, именно качественно составленное добровольное информированное согласие, где были прописаны все возможные осложнения имплантации, помогло отстоять правоту врача: «Когда мы показали суду, что в информированном согласии прописано, что осложнения, по поводу которых был предъявлен иск, встречаются при правильно проведенной процедуре, суд отверг исковое заявление пациента».
источник : www.medvestnik.ru