В начале недели «МедНовости» писали о том, как обстоят дела с абортами в Ирландии и Польше — об акциях по защите права женщин на собственное тело, прошедших в 20 городах мира. Весть о том, что в Польше могут запретить аборты даже по медицинским и социальным показаниям, горячо обсуждалась в различных социальных сетях и на форумах в Рунете. Сейчас та же самая тема возникла применительно к России — петиция за запрет абортов в стране набрала уже более 300 тысяч подписей. Один из автографов под ней принадлежит патриарху Кириллу, главе Русской православной церкви.
В аппарате патриарха отметили, что церковь выступает против «легального убийства детей», использования вспомогательных репродуктивных технологий, которые подразумевают удаление лишних эмбрионов, а также абортивных противозачаточных средств. Взамен этого предложено финансово поддерживать беременных женщин в размере не менее прожиточного минимума.
Свою позицию озвучил также главный раввин России Берл Лазар. Он заявил, что «одними запретами проблему не решить», уточнив, что если человеку что-то запрещать, он будет искать пути обхода запрета. Раввин подчеркнул, что гораздо эффективнее будет добиться того, чтобы люди запрещали это что-то сами себе. Он добавил, что в воспитательной работе важную роль может сыграть религия, если ее поддержит государство. Вопрос об отношении к абортам задали и вице-премьеру Правительства РФ Ольге Голодец. Чиновница ответила, что решение по данному вопросу не должно быть спонтанным, необходимо взвесить все за и против, чтобы не было серьезных последствий. Недавно назначенная детским омбудсменом Анна Кузнецова поддержала это мнение, сообщив, что выступает против прерывания беременности, но и не является сторонницей их тотального запрета. Мать шестерых детей дополнила, что с абортами необходимо бороться с помощью профилактики.
Еще одна инициатива, которая обсуждалась ранее — это вывод прерывания беременности из системы обязательного медицинского страхования. Об этом просили религиозные деятели в своем заявлении, под которым подписались члены Межрелигиозного совета России. Министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что сейчас этот вопрос прорабатывается ее ведомством, однако, несмотря на то, что Минздрав также выступает против абортов, их запрет может быть опасен для здоровья, так как спровоцирует рост количества нелегально сделанных прерываний беременности. Позже официальный представитель министерства Олег Салагай дополнил это мнение точной статистикой, согласно которой с 2011 года количество абортов снизилось на 40%. По его словам, если сравнивать нынешнюю ситуацию с временами, когда в России аборты были запрещены, то материнская смертность сейчас ниже более чем в 30 раз — менее 10 случаев на 100 тысяч рожденных живыми детей против 300. В 1935 году, до введения запретов, смертность от аборта составляла 26%, а в 1950-х годах, во время их действия — свыше 70%. Дополнительные запреты, в том числе вывод абортов из системы ОМС, пояснил представитель Минздрава, могут привести к увеличению числа криминальных абортов, а также осложнений вплоть до бесплодия и смерти.
Дмитрий Песков, занимающий пост пресс-секретаря президента РФ Владимира Путина, поставил временную точку в обсуждении, заявив, что в Кремле знают о наличии разнообразных точек зрения, но не планируют обсуждать этот вопрос. На повестке дня внесение поправок в законодательство, регулирующее процедуру прерывания беременности, не стоит.