Выпускников медицинских вузов с нового года можно будет проверить на профпригодность. Эта мера поможет вернуть доверие пациентов, которые все чаще сомневаются в знаниях и навыках врачей, но вряд ли это произойдет быстро, считают эксперты.
С 2012 года в России начнут работать центры сертификации и профессиональной квалификации, которые будут экзаменовать выпускников вузов на профпригодность.
Министерство образования и науки решило в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2012 – 2015 годы создать больше десятка центров, в которых смогут подтвердить свой диплом выпускники, обучавшиеся по 15 направлениям, в том числе по медицине.
Врачи отчасти потеряли доверие пациентов
Более трети медиков – 34% – считают состояние здравоохранения плохим. Таковы результаты общероссийского опроса 2 тысяч человек – медиков (врачей, студентов и педагогов медицинских вузов) и пациентов, проведенного в конце ноября Комиссией по охране здоровья Общественной палаты (ОПРФ) совместно с НИУ ВШЭ. Пациентов, недовольных состоянием медицины, гораздо больше – 53%.
А вот еще цифры: ровно половина пациентов при опросе связала падение престижа профессии врача с недостаточным уровнем подготовки медработников.
"По итогам опроса, почти треть граждан сомневается в диагнозе, который им поставил врач", – сказал председатель Комиссии по охране здоровья ОПРФ Евгений Ачкасов. "Это говорит о недоверии к системе [здравоохранения]", – подчеркивает эксперт.
Фатальные ошибки в диагнозах
Было бы трагедией, если бы отечественная медицина полностью утратила доверие россиян. Ее репутацию поддерживает масса добросовестных и квалифицированных врачей, ежедневно спасающих жизни и здоровье сограждан.
Но речь о других медиках. "Многие из работающих врачей так или иначе совершают неквалифицированные действия, – признает медицинский директор Общества по развитию медицины и здравоохранения Андрей Гришковец. – Эта проблема существует и в США, и в странах Европы. Но цифры [по поводу отношения к здравоохранению, врачам и диагнозам], приведенные в исследовании Общественной палаты, огромны".
"Часть врачей действительно некомпетентна. Но не все российское здравоохранение такое", – отмечает Евгений Ачкасов.
"Во всех странах есть хорошие и плохие врачи, – утверждает профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней 1-го МГМУ им Сеченова Олег Шифрин. – Обобщать сложно".
И все-таки случаев непрофессиональной работы отечественных врачей – к примеру, постановки ложных диагнозов, – немало. Речь не о той "гипердиагностике", которой грешат коммерческие медицинские центры, выманивающие у пациентов деньги на лечение букета мифических болезней. Речь о диагнозах, которые ставят обычные, работающие в системе государственного здравоохранения терапевты, педиатры и специалисты.
В августе этого года в Туле суд вынес обвинительный приговор в отношении врача областной больницы, по чьей вине умер трехлетний малыш. Врач недооценил тяжесть состояния госпитализированного ребенка и не назначил ему операцию. Мальчик умер.
В 2009 году в Красноярске суд вынес приговор педиатру, по вине которого погибла трехлетняя девочка. Он не смог диагностировать у нее аппендицит. Девочку оперировали уже на стадии перитонита и не смогли спасти.
Примеров врачебных ошибок, когда по вине медиков гибли или теряли здоровье дети или взрослые, много. "Даже самые лучшие клиники не могут обеспечить ровный состав квалифицированного персонала, – говорит Андрей Гришковец. – Известное название клиники – еще не гарантия высокого качества лечения".
Если врачи перегружены, они также могут совершать ошибки. Сельские доктора зачастую вынуждены совмещать сразу несколько должностей. Например, хирург работает еще и как травматолог, гинеколог и эндоскопист, говорит Евгений Ачкасов. Но опыта, знаний и сертификата по той или иной специальности у него может и не быть. "Но куда деваться? На селе дефицит врачей", – замечает эксперт.
Кадровая катастрофа в медицине
"Проблема недоверия общества к врачам – следствие политики государства в области здравоохранения, провал образовательных инициатив, – поясняет Андрей Гришковец. – Основные деньги государство вкладывает не в образование, а в закупку оборудования, модернизацию здравоохранения". Это, разумеется, необходимо, но недостаточно, поскольку "не решит проблему фундаментально", подчеркивает собеседник агентства.
"Кто будет работать на этом современнейшем оборудовании? Сейчас мы стоим на пороге кадровой катастрофы, – считает Андрей Гришковец. – Если государство не будет активно вкладываться в медицинское образование, в подготовку студентов, кадровая катастрофа неминуемо наступит".
В системе медицинского образования – масса проблем, говорит Евгений Ачкасов.
Прежде всего, это "потоковый метод обучения студентов в медвузах", отмечает эксперт. Медицинские университеты и институты резко увеличили прием студентов на коммерческой основе, но не нарастили при этом преподавательский состав.
"Нагрузка на преподавателя на кафедре существенно возрастает, группы студентов увеличиваются. Но потоковый метод обучения не позволяет как следует подготавливать их", – подчеркивает профессор Ачкасов. Врачей нужно готовить, ставя во главу угла качество, а не количество, замечает он.
Вторая проблема – качество подготовки преподавателей на кафедрах медвузов. Уровнем педагогов, судя по опросу Общественной палаты, недовольны и сами студенты, говорит председатель Комиссии по охране здоровья ОПРФ. "Кафедры вынуждены брать не тех преподавателей, которых хотят, а тех, кто не трудоустроился, не нашел места, – объясняет Евгений Ачкасов. – Как найти сотрудника на зарплату, не превышающую 15-20 тысяч рублей за полную ставку? Это нереально".
Кстати, 73% врачей и студентов медвузов считают главной причиной падения престижа профессии медработника низкие зарплаты, – таковы данные опроса Комиссии по охране здоровья ОПРФ.
Через несколько лет работы молодые врачи хотят получать уже 50-60 тысяч рублей, говорит Евгений Ачкасов. "Это нормально, но как это может реализоваться практически?" – задает он риторический вопрос. Молодые медики уходят работать в коммерческие клиники. Но это не решает проблему: 90% лечебной нагрузки приходится на государственные учреждения здравоохранения, говорит глава Комиссии по охране здоровья ОПРФ.
"Коммерческая клиника и нормальная врачебная практика, дающая реальный опыт и повышающая профессиональный уровень, иногда две вещи несовместные", – считает хирург Алексей Поляков.
Многие городские больницы полностью укомплектованы, там концентрируется порой избыток молодых врачей. Но пройдет несколько лет, прежде чем их допустят к операциям, поясняет Евгений Ачкасов. Это тоже может демотивировать врачей, мешать им повышать свой профессиональный уровень, считает эксперт.
Пожилые преподаватели медвузов тоже далеко не всегда могут дать качественные знания, говорит профессор Ачкасов. Отчасти это связано с тем, что педагоги мединститутов порой лишены возможности выполнять лечебную работу, поскольку мощная клиническая база есть лишь у некоторых вузов.
В большинстве случаев клиническая база – "чисто формальная, которая не позволяет организовать лечебный процесс", замечает глава Комиссии по охране здоровья ОПРФ.
Как доучить врачей?
"Существует официальный порядок подготовки медицинских работников, закончивших институт и занимающихся врачебной деятельностью, – пояснила РИА Новости начальник отдела эпидемиологического надзора Роспотребнадзора по Москве Ирина Лыткина. – Раз в пять лет нужно обязательно проходить курсы переподготовки – они есть по всем направлениям. При медицинских вузах существуют кафедры последипломного образования".
В конце концов, добавляет Лыткина, любой доктор может повысить свой профессиональный уровень благодаря чтению специальных журналов.
"Мы стараемся повышать квалификацию наших врачей [гастроэнтерологов] – у нас есть гастрошколы, гастронедели", – говорит профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней 1-го МГМУ им Сеченова Олег Шифрин.
Нужно переходить на международные стандарты и развивать "профессиональное регулирование деятельности врачей, создавать единую национальную медицинскую организацию, которая бы контролировала качество подготовки врачей", считает Евгений Ачкасов.
С похожей идеей не раз выступал глава Национальной медицинской палаты (НМП) Леонид Рошаль, который связывает низкое качество медуслуг в России с отсутствием системы саморегулирования. По его словам эксперта, сегодня во всем мире профессиональными вопросами медицины занимаются не министерства, а профорганизации.
"У нас врач не является субъектом права, – добавляет Евгений Ачкасов. – Лицензию на деятельность имеет лечебное учреждение, а не врач". Такая ситуация не стимулирует профессионального развития врачей.
Недоверие к врачам может оказаться гибельным
Люди, не доверяя врачам, порой начинают заниматься самолечением, что неправильно и рискованно, говорит Андрей Гришковец. "Недоверие к врачам иногда выливается неправильные действия пациентов: от невыполнения рекомендаций врача и до знахарского лечения собственных детей, – добавляет Алексей Поляков".
В мае этого года в Москве произошел шокирующий случай. Трехмесячная девочка по вине родителей не дождалась квалифицированной медпомощи. Родители, вместо того чтобы отвезти ребенка к врачу, искали советов по ее лечению в Интернете. Девочка умерла от пневмонии.
"Люди тянут с походом к врачу, не верят в диагноз, а потом оказываются в стационаре, когда болезнь уже неоперабельна", – говорит Алексей Поляков.
Нередко люди лечат вирусные инфекции антибиотиками, говорит Ирина Лыткина. Это не только бесполезно (антибиотиками врачуют только бактериальные инфекции), но и опасно, замечает президент Межрегиональной ассоциации по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии Роман Козлов. Если применять антибиотики бесконтрольно, без рекомендации опытного врача, может выработаться устойчивость бактерий к лекарствам, – говорит эксперт. И тогда с бактериальными инфекциями будет сложнее справиться.
"Парамедицинские мифы снижают уровень здоровья населения", – подчеркивает Олег Шифрин. Нужно в любом случае обращаться к врачу.
При всей занятости на работе, при всей невозможности подолгу сидеть в очередях в поликлиниках нужно стараться проконсультироваться со специалистом, нельзя переносить болезнь на ногах или игнорировать симптомы, подчеркивают медики.
В конце концов, если в поставленном диагнозе есть сомнения, нужно перепроверить его, "обратиться к нормальному доктору", говорит Евгений Ачкасов.
источник : www.b-port.com