Экономические реалии в завершающемся году были непростыми. Сказались они и на фармацевтическом рынке: росли цены на лекарственные препараты, из аптек исчезли лекарства самой низкой ценовой категории, в некоторых регионах возникли перебои с обеспечением стационаров и льготных категорий необходимыми препаратами. Об этих проблемах и о том, какие пути для их решения есть сегодня, на заочном "круглом столе" поговорили эксперты "РГ" - представители пациентских организаций.
Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов:
- Наиболее заметный тренд года - повышение цен на лекарства, особенно низкого ценового сегмента. Некоторым компаниям стало невыгодно их производить. Правительство предприняло определенные шаги по поддержке производителей, но как это скажется на ситуации с лекарственным обеспечением, мы увидим позже.
Вторая значимая тенденция - недостаток средств в бюджете здравоохранения. Наши пациентские организации - более 30, объединяющие сотни тысяч россиян, - дважды обращались в правительство с просьбой увеличить поддержку фармотрасли. В антикризисном плане правительства на первых этапах было заложено на эти цели более 40 миллиардов рублей, но на конечном этапе сумма сократилась до одного миллиарда. Мы крайне обеспокоены, что этот дефицит финансирования будет назревать, как нарыв.
Александр Саверский, президент Общероссийской общественной организации "Лига пациентов":
- К сожалению, пока не находят понимания наши предложения о бюджетном развороте. Они основаны на том очевидном факте, что адекватное лекарственное обеспечение всего населения - это не затраты, а инвестиции, и не только в здоровье нации, но и в экономику страны в целом. Вовремя данная таблетка экономит расходы на "скорой помощи", стационарном лечении, больничных листах, сокращении числа инвалидов, сохраняет трудоспособность людей. Сэкономленные таким образом средства снова можно направить на лекарственное обеспечение. Но пока правительство продолжает относиться к сфере охраны здоровья исключительно как к затратной сфере. Хотя на самом деле здоровье - это прежде всего способность трудиться, а без труда нет вообще никакой экономики. Если это так, то здравоохранение - сердцевина экономики. Я надеюсь, что наши идеи будут услышаны и правительство будет считать средства, вкладываемые в здравоохранение,не затратами, а инвестициями.
"Дефицит финансирования в системе здравоохранения будет назревать, как нарыв"
Ян Власов, президент Общероссийской общественной организации инвалидов-больных рассеянным склерозом:
- Современная терапия многим больным по-прежнему недоступна. Мы, к сожалению, лечим больных препаратами 20-30-летней давности с серьезными побочными эффектами и меньшей эффективностью. В Перечень ЖНВЛП не включают инновационные препараты. Например, и в этом году вновь не включен инновационный препарат от неходжкинской лимфомы, который в отличие от других не просто стабилизирует течение заболевания, а излечивает. Среди детей с онкологией он может снизить смертность почти на 80 процентов. А когда мы предлагаем вывести из перечня конкретный препарат, который уж точно никого никогда не спас, его почему-то не выводят. В целом из 160 препаратов, которые были представлены на включение в перечень в этом году, включили в него лишь около 20, в перечень ОНЛС - менее 10, а по программе "7 высокозатратных нозологий" вообще ни одного, хотя по этому разделу рассматривалось всего 5 препаратов.
Юрий Жулев:
- Да, в этом году мы столкнулись с более жесткой ситуацией по пересмотру перечней ЖНВЛП, ДЛО-ОНЛС и по программе "7 высокозатратных нозологий". К сожалению, многие новые препараты, которых пациенты ждали - для лечения гепатитов, онкологических заболеваний, препараты второй линии и др., - были комиссией отвергнуты по экономическим соображениям. Ожидаем, что в ближайшее время пройдут переговоры с компаниями о снижении цен. Конечно, компании должны учитывать экономические реалии и снижать цены.
Лилия Матвеева, президент Всероссийского общества онкогематологии "Содействие":
- В этом году даже относительно благополучные регионы начали испытывать проблемы с лекарственным обеспечением. Мы предлагали минздраву создать экспертные советы по всем направлениям медицины, которые при формировании ограничительных перечней могли бы четко расставлять приоритеты и обосновывать свою позицию. Но, к сожалению, ничего внушающего оптимизм не произошло. У тех, кто присутствовал на заседаниях комиссии, сложилось впечатление, что все было решено заранее, голосование было чисто автоматическим. Остается непонятным, по каким критериям вносятся или не вносятся в перечни новые препараты. Решения принимают одни, а лечат другие, чье мнение как раз чаще всего и не учитывается.
Ян Власов:
- Мы много говорим об экономии средств и импортозамещении. Казалось бы, отечественные препараты должны быть в приоритете, но этого не наблюдается. На той же комиссии по пересмотру Перечня ЖНВЛП речь шла о популярном и эффективном отечественном противовирусном препарате. В прошлом году была масштабная эпидемия гриппа, потребление противовирусных препаратов поднялось в 5 раз. Но отечественный препарат люди не могли купить, особенно в сельских местностях. Его не включили в перечень минимального ассортимента аптек, хотя другие препараты - чисто симптоматические, которые вообще не лечат, - в нем есть. И при этом говорить, что в перечне не нужен такой препарат отечественного производства, - для меня это было шоком.
Юрий Жулев:
- Тренд на импортозамещение мы поддерживаем, мы ни в коем случае не против российских препаратов - при условии их надлежащего качества и безопасности. Поэтому крайне важна работа Росздравнадзора, системы фармаконадзора, Минпромторга России по контролю за лицензированием. Конечно, мы понимаем экономическую ситуацию и не просим просто автоматически дать больше средств. Но в реальности растут регистры пациентов, растут цены на лекарства, детям с возрастом увеличивают дозировки препаратов. Если раньше препараты закупались на год вперед, то в этом году возникали перебои - денег не хватило на закупки всего объема препаратов, поставки не успевали за потреблением.
"Остается непонятным, по каким критериям вносятся или не вносятся в перечни новые препараты"
Александр Саверский:
- К сожалению, реализация Стратегии лекарственного обеспечения снова отложена на несколько лет. Это отодвигает создание системы лекарственного обеспечения на неопределенное время. Мы проводили опрос о том, что необходимо сделать для улучшения лекарственного обеспечения. 80 процентов респондентов заявили, что цена лекарств является барьером при необходимости его купить. Государство должно обеспечивать людей лекарствами бесплатно, по крайней мере из перечня ЖНВЛП, как это происходит в других странах.
Ян Власов:
- Необходимо инвентаризировать наши затраты. Если Счетная палата выявила неэффективное расходование средств, может, надо вернуть их в бюджет и развернуть на то, что нужно? Остается открытым вопрос и о поиске дополнительных средств на эти цели. Опыт у нас такой был, когда ввели целевой налог на алкоголь - 1 процент от акциза. Всего за год было получено дополнительно 450 миллиардов рублей, которые пошли на программу модернизации здравоохранения. А сейчас производящие алкоголь компании требуют отменить минимальную цену на водку - мол, она душит бизнес. Может, не о том стоит говорить? Или споры о накопительной части пенсии. Может, надо ее целевым образом отправить на здравоохранение, на те же дорогие препараты? Пусть гражданин кладет эти средства на свой именной счет и использует на поддержку его здоровья.
Лилия Матвеева:
- Надеемся, что новый состав Госдумы и, в частности, Комитета по охране здоровья будет более профессиональным и нам удастся решить с ними многие вопросы охраны здоровья.
источник : rg.ru