12 ноября Всемирный день борьбы с пневмонией (воспалением лёгких). До того как появились антибиотики, это заболевание считалось очень страшным: люди болели по нескольку недель, в большинстве случаев умирали, порой пневмония переходила в туберкулёз. От пневмонии умерли, к примеру, русский поэт Константин Бальмонт и французский математик Рене Декарт. Сейчас достаточно неделю-две попить лекарства — и, как правило, болезнь отступает. Но очень важно вовремя поставить диагноз. Главным образом поэтому и нужно вызывать врача, когда вы слегли с температурой, — чтобы он вас послушал с помощью фонендоскопа и сказал, есть ли подозрения на пневмонию. Но иногда приходится бороться не только с болезнью, но и с жуткой системой здравоохранения.
Как 5 врачей пропустили пневмонию
12 октября этого года 28-летняя Татьяна, вернувшись вечером с работы домой, почувствовала себя плохо. Померила температуру — 38,5.
— Обычная простуда, сейчас все болеют, — констатировала пришедшая на следующий день участковый врач московской поликлиники. Выписывая больничный, медик советовала "получать удовольствие от жизни, готовить пищу только с хорошим настроением, вдохновлять мужчин, но при этом получать от них то, что мы, девушки, желаем". Диагноз — ОРВИ, лечение — спрей в нос и витамин С.
Следующие дни прошли у Тани как в тумане, к температуре под 40 и сильной слабости добавились глубокий сухой кашель и обильная потливость. Сестра Тани Александра каждый день звонила в поликлинику и вызывала участкового. Звонила также в скорую, но там переводили вызов на неотложку при поликлинике. В итоге приходили или приезжали разные врачи, но никто не говорил ничего нового, только "ОРВИ", "лечитесь", "терпите".
Особенно девушкам запомнился один нагловатый жизнерадостный врач. Послушав Таню с помощью фонендоскопа, как и предыдущие его коллеги, он ничего подозрительного не услышал. "Сейчас такой вирусняк", — отметил он, а значит, происходящее с Таней — нормально. Вновь посоветовал терпеть и со словами "Пока, дорогая" уехал.
— У нас побывало 5 врачей, все назначили разное лечение, поставив при этом один диагноз — ОРВИ, — который в итоге оказался неверным, — рассказывает Александра. — Только один врач отметила, что хорошо бы сделать рентген, чтобы проверить, нет ли пневмонии, и предложила госпитализацию.
Однако к тому времени температура у Тани снизилась и она подумала, что идёт на поправку, поэтому отказалась ехать в больницу. Врач не стала говорить, что снижение температуры ничего не значит, настаивать на госпитализации тоже не стала. К вечеру градусник вновь показал 40.
Через день Таня с высоченной температурой самостоятельно добралась до поликлиники. Ей сделали рентген, после чего отправили (опять же своим ходом!) в противотуберкулёзный диспансер, решив, что у Тани не ОРВИ, а туберкулёз.
Кстати, после рентгена Татьяна случайно встретила в коридоре поликлиники того весёлого доктора, который сказал "Пока, дорогая". Он посмотрел на снимок, посочувствовал, рассказал какую-то весёлую историю из личной жизни и пожелал скорейшего выздоровления. Сожалений о том, что он поставил Тане неправильный диагноз, он не высказал.
Однако и в туберкулёзном диспансере точный диагноз поставить не смогли — выписали дополнительное лечение и отправили домой со словами: "Мы не знаем, что у вас". На следующий день — очевидно, как побочное действие от выписанных таблеток — у Тани появилось учащённое сердцебиение. Только тогда её увезли на скорой в диагностический центр. Таким образом лишь на 9-й день болезни она оказалась в больнице. Она до сих пор там, но идёт на поправку.
Лайф знает имена всех врачей, которые ставили Тане неверный диагноз, и номер самой поликлиники. Мы решили их не публиковать, пока не дождёмся комментария из департамента здравоохранения Москвы (просто чтобы соблюсти право второй стороны высказаться). Мы отправили туда запрос, но пресс-служба департамента не ответила. Зато на следующий день заведующая филиалом поликлиники позвонила Тане, извинилась и пообещала, что после выписки из больницы подберёт ей в поликлинике хорошего врача.
"Ты просто от температуры скрючилась"
История вторая, не менее печальная. В сентябре этого года 12-летняя Лиза заболела: температура 39, ужасный кашель. Родители девочки вызвали скорую.
— Ночью приехала бригада, померили Лизе температуру, послушали, — рассказывает отец Лизы Илья. — Никакого диагноза не поставили. Сказали вызывать участкового врача, сделали жаропонижающий укол — вместо 39,8 стало 37,4 — и уехали.
На следующий день к больному ребёнку пришла участковый врач из детской поликлиники города Мытищи. Она снова померила температуру, послушала девочку и поставила диагноз ОРВИ. Прописала противовирусные лекарства и микстуру от кашля. Рассказала о "гуляющем повсюду вирусе".
Лизе становилось хуже: температура не спадала, кашель становился всё сильнее, у девочки стал сильно болеть бок, появилась одышка. Обеспокоенные родители снова вызвали врача.
— Это ты просто от температуры скрючилась, легла неудобно и отлежала бок, вот он и болит, — невозмутимо утверждала врач. И снова оставила ребёнка с тем же диагнозом.
На третий день Лиза попала в больницу: родители снова вызвали скорую. К счастью, эта бригада скорой помощи оказалась более внимательной к маленькому пациенту. Родителям предложили доехать до больницы и сделать рентген. Врачи в больнице были шокированы результатами снимка — двусторонняя пневмония. Лизу поместили в реанимацию.
— Нам казалось, что врач слушала Лизу так, как положено, хотя как мы можем точно знать, ведь мы не специалисты. Мы доверили этому человеку здоровье своего ребёнка! — говорит Илья. — Наша дочь очень редко болеет, она здоровый ребёнок, занимается спортом. Мы такие педанты в отношении рекомендаций врачей! Даже я, начитавшись в Интернете про пневмонию, понял, что у Лизы были все симптомы. Почему человек с медицинским образованием этого не увидел?!
Родители собираются обратиться с жалобой в страховую компанию. А Лайф направил запрос в Минздрав Московской области, но ответа пока не получил.
"Лишать врачей диплома!"
— Конечно, не всегда пневмонию можно услышать (с помощью фонендоскопа. — Прим. Лайфа), и может быть атипичное начало заболевания, — говорит пульмонолог, заслуженный деятель науки РФ Евгений Шмелёв. — Но если 2—3 дня подряд держится высокая температура, то нужно сразу делать рентген! Иначе врачей просто надо лишать диплома!
Как рассказал эксперт, научно доказано, что если не диагностировать пневмонию в первые 8 часов после того, как возникло заболевание, и не назначить антибиотики, то она будет протекать гораздо тяжелее.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов советует пострадавшим от невнимательности врачей обращаться с жалобами в страховую компанию.
— Налицо некачественное оказание медицинской услуги, — сказал он. — Врачи либо плохо подготовлены, либо не имеют возможности выполнять свою работу как положено из-за правил, которые им диктует руководство. Что касается педиатров, то у нас, к сожалению, ещё катастрофическая нехватка кадров в этой сфере — не хватает примерно 40% специалистов.
Как говорил ранее Лайфу Ян Власов, понять, хороший ли врач, пациенту очень трудно.
— Когда человек приходит в медицинское учреждение, он обращается уже заведомо доверяя специалисту. Он для этого и пришёл, чтобы доверить свою жизнь, жизнь и здоровье своего ребёнка людям, которые априори должны быть профессионалами. Но всё бывает. Можно сесть в такси, а водитель окажется пьян. И он повезёт вас в пропасть. Что вы будете делать? Вы попросите остановить машину и выйдете.
По словам Яна Власова, трудность в том, что, не имея медицинского образования, пациент не может оценить работу врача. Поэтому им сложно сказать "Остановите!", даже когда пропасть близко.
Ранее Лайф публиковал советы Всероссийского союза пациентов о том, что делать в таких ситуациях.
источник : life.ru