с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Заявление Исполкома Пироговского движения врачей России о необходимости отзыва законопроекта
29 Апреля 2011 г.

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

   

21.04.2011г. в Государственную Думу Федерального Собрания  РФ был внесен законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Однако до сих пор так и не утверждена Концепция развития здравоохранения в РФ до 2020 г., не понятно, в чем состоят проводимые реформы, что меняют внедряемые проекты, что скрывается за словами о модернизации (кроме ожидаемых денег). Все основные положения проекта Концепции, появившейся в 2008 г. основывались на прогрессивном увеличении финансирования здравоохранения в рамках сложившейся порочной функциональной структуры отрасли. Хорошо известно, что само по себе увеличение финансирования практически не влияет на организацию, качество и эффективность оказания медицинской помощи.

Законопроект  по «Основам охраны здоровья…» был в срочном порядке внесен в Государственную Думу, несмотря на признание в выступлении председателя Правительства В.В.Путина на Всероссийском форуме медицинских работников (12-13 апреля 2011 г.) необходимости активного участия медицинского сообщества в обсуждении перспектив развития здравоохранения и того, что отраслевое медицинское законотворчество должно не предшествовать, а следовать за Концепциями развития.

Недолгая практика «всенародного» обсуждения законопроектов на основе новых информационных технологий пока приводит лишь к тому, что в законопроекте устраняются стилистические ошибки и жаргонизмы, очевидные нелепицы, но не учитываются принципиальные возражения. Таким образом, обсуждения происходят «для галочки» и профанируются. Четырехкратная «редакция» данного законопроекта практически ничего не дала. Не вызывает сомнения, что Парламентские слушания, по сложившейся практике последних лет, принципиально ничего не изменят, а все вопиющие недостатки и несуразности новых «Основ охраны…», получат легитимацию.

Если оценивать законопроект Министерства здравоохранения и социального развития РФ, то он направлен на снятие ответственности за охрану здоровья граждан с государства, с перекладыванием ее на врачей, пациентов, работодателей, регионы, муниципалитеты, при одновременном значительном расширении полномочий профильного ведомства, возможности бесконтрольного распоряжения средствами и инфраструктурой здравоохранения через систему медицинского страхования.

Одновременно все значимые положения, подлежащие законодательному регулированию, переадресовываются в сферу ведомственного нормотворчества.

Профессиональный юридико-правовой и медико-организационный анализ «Основ охраны…» выявил те недостатки принципиального характера, которые исключают его рассмотрение в качестве проекта закона, важнейшего для судьбы граждан страны и отечественного здравоохранения на многие годы вперед.

Так в законопроекте нет ни слова о главенствующей роли врача в системе, об обеспечении бесплатности общедоступной медицинской помощи для граждан, о бесплатности жизненно необходимых медикаментов для всех граждан. В нынешнем виде проект «Основ охраны…» представляет собой низкокачественную ведомственную инструкцию, не обобщенную единой логикой, начиная с названия, не соответствующего его содержанию. В нем речь, в основном, идет не об охране здоровья  (т.е. системе здравоохранения), а о подсистеме оказания медицинской помощи. Авторы законопроекта не продемонстрировали понимания различий между этими понятиями.  Здравоохранение, уже на уровне закона, перестает быть системой социального выравнивания, отражающей социальную солидарность, коллективную ответственность всех слоев общества за состояние здоровья населения и за равный доступ к медицинской помощи.

В законопроекте смешано публичное и частное право. Медицинские, а не правовые категории, становятся отправной точкой правового (!) акта. Мерой правового регулирования авторы законопроекта признают только административный императив ограничений и запретов. Нормы права, пригодные для целей регулирования гражданского оборота, в законопроекте отсутствуют. Декларативность большинства положений законопроекта делает его невыполнимым. Для медицинских организаций законопроект плодит дополнительные непродуктивные административные ограничения и запреты.

Став законом прямого действия, данный проект практически закрывает путь для формирования и развития законодательства в этой сфере в направлении социальной рыночной экономики.

Законопроект противоречит ряду статей Конституции РФ, многим международным конвенциям, не подкреплен мнением экспертов, историческими, социологическими и экономическими сведениями, соответствующими статусу «медицинской конституции». Практически он никак не связан с другими законодательными актами.

Фактически этим законопроектом узаконивается платная медицинская помощь в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, что не соответствует Конституции РФ. Более того, он фактически не имеет никакого отношения к правам граждан на охрану здоровья, к правам пациентов, не выделяет ответственных за реализацию этих прав. Общественные объединения врачей и пациентов поражаются в своих правах.

Содержание законопроекта представляет собой надерганные из положений о Минздравсоцразвития, МЧС, поликлиниках, больницах, санаториях и т.д.  бюрократические функции и задачи. В результате значительная часть статей законопроекта оказалась никак не связанной с охраной здоровья граждан.  

Поспешность действий по утверждению обсуждаемого законопроекта не понятна. По этому «закону» здравоохранению придется жить и работать долгие годы, но из него не вырисовывается перспективная модель здравоохранения, а лишь фиксируются присущие настоящему времени недостатки.  Все граждане России заинтересованы в доступном и качественном здравоохранении, вне зависимости от их политических убеждений и уровня материальной обеспеченности. 

Авторы законопроекта и работники Министерства здравоохранения и социального развития РФ игнорируют предложения по развитию здравоохранения и системы медицинской помощи в России, которые выдвигались на семи Всероссийских Пироговских съездах врачей (1995 - 2011 гг.). Между тем в стране проводится уже  5-й этап Всероссийского медицинского обсуждения «Изменения законодательства в здравоохранении и его модернизация: мнения врачей».  Развертывается подготовка  к проведению 27-28 октября 2011 года  VIII (XХIV) Всероссийского Пироговского съезда врачей «20-летие реформ здравоохранения в России: итоги и перспективы», который будет посвящен анализу острейших проблем здоровья населения и перспективам развития здравоохранения Российской Федерации.

Считаем необходимым проведение широкого обсуждения предлагаемого Законопроекта, а также проекта Концепции социально-ориентированной реформы здравоохранения, альтернативной варианту проекта  Концепции Минздравсоцразвития от 2008 г., с последующим вынесением обобщенного мнения профессионалов и представителей пациентских организаций на рассмотрение Пироговского съезда врачей.

Считаем, что до утверждения новой Концепции развития здравоохранения принимать какие-либо законы в этой сфере не целесообразно!

Исполком Пироговского движения врачей России, осознавая свою ответственность перед обществом и государством, призывает отозвать из Государственной Думы Федерального Собрания  РФ данный законопроект и начать его конструктивное обсуждение с привлечением общественных объединений врачей, медицинских сестер, пациентов и представителей общества.

Обращаемся к  практическим работникам здравоохранения, к врачам и ученым, ко всем общественным объединениям, политическим партиям и к гражданам России с предложением  поддержать нашу позицию.

Экспертное заключение

о законопроекте «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» смотрите на сайте  rmass.ru в разделе «Комиссии Исполкома Пироговского движения врачей России», подразделе «Комиссия по профессиональной верификации и экспертизе принятых и вступающих в силу федеральных законов».

 

вернуться в раздел новостей