с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Бюджет здравоохранения-2017 — тест на профпригодность для управленцев
24 Ноября 2016 г.

Как обеспечить качественное лечение в клиниках города и беспрецедентный рост зарплаты медикам, когда расходы превышают доходы, будут думать главные врачи в течение и 2017-го, и 2018-го годов. Потому что бюджет здравоохранения-2017 рассчитан, прежде всего, на выживание. О его особенностях «Доктору Питеру» рассказал заместитель председателя комздрава Константин Клюковкин.

 

Бюджет здравоохранения-2017 — тест на профпригодность для управленцев

- Константин Сергеевич, по проекту, принятому Законодательным собранием в первом чтении, в петербургском бюджете-2017 запланирован высокий рост расходов на здравоохранение в сравнении с бюджетом-2016. Почему в таком случае бюджет 2017 года называют «бюджетом выживания»?

- Очевидно, что 2017 год будет непростым, но при этом хочу отметить, правительством города было сделано все, чтобы система здравоохранения прочувствовала это меньше других отраслей: у нас - плюс 18%, действительно, существенный прирост — до 69,9 млрд рублей. В этой сумме еще не учтены средства федерального бюджета, бюджеты районных администраций, поправки депутатов.

Но когда мы говорим об увеличении бюджета, надо понимать, что его прирост объясняется необходимостью выполнения двух основных задач. Первая - компенсация роста расходов на содержание бюджетных и казенных учреждений, финансируемых из регионального бюджета, в том числе рост заработной платы их сотрудников в соответствии с «дорожной картой», субсидии для них вырастут на 13%. Вторая - увеличение зарплаты работников медучреждений, которые финансируются системой обязательного медицинского страхования: для этого из городского бюджета в Территориальный фонд ОМС перечисляются средства межбюджетным трансфертом.

Рост по остальным статьям расходов медицинских учреждений (питание, медикаменты, расходные материалы...) закладывается в соответствии с ростом потребительских цен — с индексом 7,7%.

- Получается, бюджет вырастет так, чтобы сохранить объемы и качество медицинской помощи на уровне 2016 года? Но при этом, например, оборудование устаревает, на его техническое обслуживание и ремонт требуется все больше и больше средств. В новом бюджете денег на его обновление запланировано более чем в 2 раза меньше (640 млн против 1420 млн рублей), а на ремонт вообще нет.

- На самом деле на закупку оборудования расходы в бюджете увеличены на 40%. А 1,42 млрд рублей в 2016 году у нас появились, благодаря депутатским поправкам (964 млн - на оборудование и 253 млн - на его капремонт), изначально на эту статью расходов было заложено 456 млн рублей в бюджете комитета. В этом году — 640 млн рублей. И надо сказать большое спасибо депутатам за поддержку. Они и дальше готовы ее оказывать, так что мы надеемся, что и в этом году сумма увеличится.

Что касается ремонта оборудования, то такой статьи расходов в бюджете нет, он выполняется в рамках текущей деятельности медицинского учреждения. Все понимают, что если нет средств на реновацию и дорогостоящий ремонт, велик риск того, что необходимое диагностическое и лечебное оборудование будет простаивать. Но в 2016 году есть новшество: в системе ОМС формируется специальный нормированный страховой запас из средств, полученных в результате санкций, наложенных страховыми медицинскими организациями на клиники за выявленные нарушения при оказании медицинской помощи. Эти деньги направляются на обучение специалистов, закупку и ремонт оборудования. У нас большие надежды на использование этого страхового запаса для ремонта. Но это уже решение появившейся проблемы, а не ее предупреждение. Поэтому мы сейчас определяем оптимальную форму технического обслуживания оборудования. Один из рассматриваемых вариантов — заключение контрактов так называемого жизненного цикла (долгосрочных) с поставщиками (производителями) оборудования, которые включали бы техническое обслуживание, в том числе с заменой дорогостоящих запчастей.

- Планов по замене устаревшего оборудования нет?

- В сумму 640 млн рублей на это и заложены средства. Но мы стараемся сейчас искать выгодные для бюджета здравоохранения формы в части приобретение тяжелого оборудования, например, аренда. Такая форма государственно-частного взаимодействия уже действует в Госпитале ветеранов войн и в Александровской больнице: наши коллеги — частные компании делают ремонт предоставленных клиниками помещений, размещают в них свое оборудование (аппараты МРТ), которое используется в лечебном процессе учреждения. Это в какой-то мере снимает нагрузку с бюджета по закупке дорогостоящего медицинского техники.

- Было время, когда дорогие КТ и МРТ закупали даже для районных поликлиник.

- В каждой поликлинике нет смысла иметь полностью укомплектованную диагностическую или реабилитационную службу. Принцип целесообразности заключается в том, что тяжелое оборудование и дорогостоящие виды помощи должны быть централизованы, но при этом обеспечивают необходимый уровень территориальной доступности для жителей. Если в соседней больнице есть КТ или МРТ, зачем его приобретать в поликлинику?

Сейчас планирование бюджета проводится в рамках программно-целевого подхода. Бюджет формируется в соответствии с задачами и целевыми индикаторами, заложенными в этой программе. Комитет по здравоохранению - ответственный исполнитель госпрограммы «Развитие здравоохранения в Петербурге», в соисполнителях - 6 комитетов, Территориальный фонд ОМС, районные администрации. Особенность бюджетного процесса этого года — непростая процедура согласования заявок районов с соисполнителями госпрограммы. Например, когда предлагается закупка того или иного медицинского оборудования, то, прежде всего, оценивается насколько оно необходимо именно в этом учреждении с точки эффективности его использования.

- В бюджете заложены деньги на оказание помощи петербуржцам в Центре протонной терапии, который строит частная клиника МИБС им. Березина. Город абсолютно уверен в том, что в 2017 году в этом центре уже будут лечить?

- У нас нет оснований сомневаться, работы ведутся по графику. Мы за то, чтобы он был, и чтобы петербуржцы с онкопатологией могли в нем лечиться. Будет хуже, если центр откроется, а денег на это нет. 48 млн рублей – сумма, которая позволит получить самую современную помощь 25 пациентам.

- При этом уменьшается финансирование Программы совершенствования онкологической помощи на 183 млн рублей.

- Пока из этой программы отложили расходы на развитие — капремонт и покупку оборудования, объем закупки средств для лекарственной терапии не уменьшается. Это приоритетное направление.

- Финансирование других программ тоже сокращается?

- По Программе предупреждения распространения ВИЧ и гепатитов запланировано небольшое снижение - на 10 млн рублей. Но, как правило, эти суммы корректируются поправками в бюджет, которые мы готовим весной. Вообще, в нынешних непростых экономических условиях нашей задачей было сохранить уровень обеспечения медицинской помощью 2016 года. Но нам удалось по некоторым программам запланировать средства и на развитие. Например, финансирования программы «Диабет» увеличилось на 15%, Программы снижения смертности от ДТП - 25%. Более того, начинается выполнение новой программы по развитию службы крови, по ней будет приобретаться оборудование на 220 млн для Городской станции переливания крови и 11 отделений (ОПК).

- Чем объясняется большой рост расходов на службу скорой помощи, в том числе на закупку машин?

- Машины закупаются ежегодно, это плановый процесс. А, кроме того, мы закупаем автомобили в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу – выполняем обязательства перед страной и ФИФА. В соответствии с постановлением правительства о подготовке к чемпионату мира, мы должны выполнить работы по капитальному ремонту в Покровской и 31-й больницах, а также закупить автомобили, чтобы обеспечить необходимым количеством медицинского транспорта все мероприятия Чемпионата мира по футболу. Ремонты в больницах мы сделали в этом году, а в 2017-м, как и было запланировано, закупим транспорт.

У ФИФА – определенные, отличные от наших требования к проведению такого уровня мероприятий, в том числе к оснащению машин. Отчасти этим и объясняется серьезный рост финансирования программы совершенствования оказания скорой помощи в 2017 году – до 386,8 млн рублей (в 2016-м - 160,8 млн рублей): закупаемые автомобили надо оснащать. Плюс в том, что они останутся в городской системе здравоохранения.

- Когда издавались майские указы президента, в том числе о повышении зарплат врачам до двух средних зарплат по региону, по прогнозам получалось, что к 2018 году она достигнет 115 тысяч рублей. В стране – кризис, доходы населения падают, а целевые значения остаются теми же? Говорим, что врачи в 2017 году будут получать по 100 тысяч рублей.

- Нет, мы этого не говорим. Мы говорим, что у врачебного персонала системы здравоохранения Петербурга средняя зарплата будет на уровне, установленном «дорожной картой». А зарплата каждого в отдельности медицинского работника может быть как выше, так и ниже значений «дорожной карты», в зависимости от уровня квалификации, характера и условий труда, а также объема и качества выполняемой работы. Что касается прогнозных сумм по средней зарплате, то корректировки, безусловно, есть. Их проводит комитет по экономической политике, сначала он дает прогнозные значения средней зарплаты в субъекте РФ, потом уже, когда Росстат подводит итоги, рассчитывается средняя зарплата по факту. И по прогнозу на 2017 год средняя зарплата в регионе должна составить 50 тыс рублей.

- Во время обсуждения федерального бюджета, сообщалось, что в консолидированном бюджете здравоохранения уменьшатся федеральные расходы и увеличатся региональные. Как это отразится на Петербурге?

- На нас может отразится отсутствие целевого финансирования федеральных учреждений в части оказания специализированной помощи – они получали его на протяжении многих лет. Его нет с 2015 года, но тогда проблему решили - во второй половине года были выделены дополнительные деньги из федерального бюджета - более 2 млрд, в этом году федеральные клиники получили на оказание специализированной помощи — 1,3 млрд. В следующем – такого целевого финансирования не предусмотрено. Это ляжет дополнительной нагрузкой на городскую систему ОМС. Безусловно, наша задача - обеспечить жителей Петербурга необходимым объемом медицинской помощи, в том числе и той помощи, которую они получали в федеральных клиниках. Мы эту задачу решим в любом случае.

- Экономические проблемы в стране уже не раз приводили к тому, что бюджет системы здравоохранения приходилось секвестировать. Если такая потребность снова возникнет, на чем будем экономить?

- Ни на чем. При формировании бюджета мы закладывали только самое необходимое. И, кроме того, в 2015 и в 2016 году рост целевых значений заработной платы был относительно невысоким. В 2017 году увеличение зарплаты - сверхзадача. И если по каким-то статьям и будет формироваться экономия, то она, скорее всего, будет перераспределяться таким образом, чтобы это способствовало росту заработной платы. Вместе с тем, как вы видите, даже с учетом сложности задач, которые перед нами стоят в 2017 году, мы стараемся развиваться.

- Кроме выплаты зарплат, клиники еще должны и пациентов лечить.

- Это их первоочередная задача. Но в любом кризисе есть и положительные моменты — он заставляет искать наиболее эффективные решения. У Довлатова было: «Кризис – лучшее время для перестройки». 2017 год — серьезное испытание для руководителей. Здесь и проявятся их управленческие таланты с учетом того, что надо качественно лечить пациентов, повышать зарплату, не допускать кредиторской задолженности, а рост доходов вряд ли будет соизмерим со сложившимися расходами. Опыт наиболее эффективных наших главных врачей показывает, что возможности для оптимизации очень большие.

- Похоже, речь идет о платных услугах?

- Вовсе нет. Прежде всего, речь идет об оптимизации расходов. А что касается платных услуг, то надо помнить, что это не только дополнительный доход учреждений. Это еще и реализация права пациента на выбор технологии или более высокий уровень сервиса.

Ирина Багликова

 


источник doctorpiter.ru

вернуться в раздел новостей