На важные вопросы обеспечения прав в медицинской сфере отвечает директор КРОО «Право на здоровье» Чернышук Николай Владимирович.
– Как часто возникают конфликтные ситуации между пациентами и медперсоналом?
– Спорные ситуации достаточно часто возникают в сфере здравоохранения. В нашей работе мы сталкиваемся с нарушением прав пациентов со стороны медицинских организаций. За прошлый год нам удалось обработать более трехсот обращений граждан. По итогам 9 месяцев 2016 года уже более 400 граждан обратились за помощью в нашу организацию. При этом чаще всего пациенты приходят уже после того, как была допущена ошибка.
– В случае, когда клиент уже лежит в больнице, у юриста есть возможность взять процесс его лечения под контроль. Может ли это изменить в худшую сторону отношение медперсонала к пациенту? Ведь мало кому нравится работать «из-под палки».
– Есть определенный риск того, что кому-то это не понравится. Некоторые упрекают нас в том, что мы работаем против врачей. На самом деле мы работаем против плохих и нерадивых специалистов. Мы можем гарантировать качественное лечение, но обещать, что при этом медицинский персонал будет улыбаться и кланяться мы не можем. Наша задача добиться скорейшего выздоровления пациента. Если допускается ошибка в лечении, и здоровью наносится вред (а иногда ценой становится и жизнь), то какая разница какие отношения с медицинским персоналом?
Алгоритм работы наших юристов прост. Во время лечения в стационаре пациент даёт нам возможность ознакомиться с медицинской документацией. Проанализировав эти сведения на соответствие стандартам, мы заказываем очную экспертизу качества в страховой компании и одновременно общаемся с администрацией больницы на счет устранения выявленных недостатков. Обычно этого бывает достаточно, хотя были случаи, когда охрана лечебного учреждения пыталась удалить наших сотрудников из здания. В тот раз мы обнаружили, что пациента, который и так находился в критическом состоянии, практически убивали: проводилось не просто неправильное лечение, а были назначены усугубляющие процедуры. В итоге нам удалось добиться исправления ошибок, на которые мы указали, было проведено три консилиума и пациент далее лечился под пристальным присмотром администрации больницы. Повторю, такие случаи бывают редко, чаще нам с руководством медицинских учреждений удается добиться взаимопонимания.
– За границей, прежде чем пойти в поликлинику, человек созванивается со своим адвокатом и ставит его в известность о своём визите к врачу. Распространена ли такая практика в России?
– У нас такая практика не распространена потому, что качественно в вопросах здравоохранения разбираются очень немногие юристы. В России не принято защищать свои медицинские права, до последнего времени эта отрасль юриспруденции оставалась одной из самых невостребованных.
Страховые компании должны защищать права пациентов. Они не выполняют свою функцию. Сейчас ввели так называемых страховых поверенных. Это когда за каждым застрахованным в системе ОМС закрепляется специалист страховой компании, способный профессионально решать проблемы, возникающие при лечении. При всей красоте идеи - на сегодняшний день она не дееспособна.
Наша организация пять лет работает в этой сфере, и большую часть консультаций мы предоставляем бесплатно.
– С какими жалобами и какими вопросами чаще всего приходят пациенты?
– Можно разделить бесплатные консультации и помощь, которую мы оказываем на возмездной основе. За бесплатными консультациями чаще обращаются люди по вопросам получения льготных лекарств, качества и сроков оказания медицинской помощи. Платные консультации как правило касаются юридического сопровождения лечения и представления интересов в суде по вопросу медицинских ошибок.
– В случае, если права пациента были нарушены (к примеру, он получил отказ в предоставлении того бесплатного медицинского обслуживания, на которое имеет право), что бы вы посоветовали предпринять?
– Защитников у пациентов много. Это и страховые компании, и министерство здравоохранения, и различные управления. При этом важно помнить, что основной защитник своих прав - сам пациент. В случае нарушения необходимо в первую очередь попробовать решить этот вопрос на уровне медицинского учреждения, то есть обратиться к заведующему отделением, к главному врачу, и только после этого в Министерство здравоохранения Краснодарского края, в Росздравнадзор и страховую компанию. Если человек не знает, как это правильно сделать, можно попросить совета у юристов или обратиться в нашу общественную организацию.
– По вашему мнению, насколько хорошо граждане Краснодарского края знают свои права в сфере здравоохранения?
– Граждане относятся к защите своих прав скептически. Они привыкли терпеть и надеяться на чудо. Им кажется, что если отблагодарить врача, то все будет хорошо. Такой подход не может гарантировать качественного лечения. Врач лечит так как он умеет, не хуже и не лучше, вне зависимости от того, как его отблагодарят. Решение вопроса по оказанию качественной медицинской помощи находится в знании своих прав. Необходимо вовремя выявлять нарушения в лечении и устранять их до появления осложнений.
– Достаточно распространена ситуация, когда человек, при обращении в поликлинику, неоднократно "перебрасывается" медперсоналом из одного медицинского учреждения в другое. Нарушаются ли в таком случае права пациента?
– Действительно, бывают случаи, когда одно лечебное учреждение не может обеспечить весь спектр необходимой помощи. Или техника сломается (например, компьютерный томограф или аппарат УЗИ), или же заболел единственный профильный специалист, а пациенту необходима помощь. В этом случае больница даёт направление в другое место, где могут помочь. Здесь нарушений прав нет, даже наоборот, можно говорить о намерении персонала оказать квалифицированную помощь по всем стандартам.
Другая ситуация, когда пациента на скорой помощи везут в одну больницу, где его отказываются принимать, потом везут в другую… И так может продолжаться неопределенное количество раз. В этом случае может иметь место ошибка врачей скорой помощи, которые поставили неверный диагноз. Чаще всего именно в такой ситуации права пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь нарушаются.
– Как быть бездомным или малоимущим людям, у которых нет возможности оформить медицинский полис? Ведь вероятность, что им откажут в предоставлении льготных услуг, практически стопроцентная.
– Медицинская помощь оказывается всем гражданам Российской Федерации и гарантирована Конституцией. Отказ в предоставлении медицинской помощи преследуется законом уголовного кодекса. При отсутствии медицинского полиса он может быть выписан непосредственно в лечебном учреждении. Если полис был утерян, то его могут восстановить. Если нет ни полиса, ни паспорта, ни прописки в регионе, где обратился человек за помощью, может отличаться объем услуг или условия их предоставления. При этом, повторю, отказ в медицинской помощи противоречит закону. Честно говоря, таких случаев я давно уже не встречал.
– Что вы можете сказать о качестве медицинских услуг на Кубани?
– Этот актуальный вопрос можно рассматривать с различных сторон, но лучше сделаем это в сравнении. Например, как врач краевой больницы, я часто встречаю среди пациентов жителей других регионов. К нам на лечение приезжают не только из ближайших субъектов: Адыгеи, Ставрополья, Ростовской области, Чечни, Северной Осетии, но и более отдаленных уголков страны. Краснодарский край стал центром медицинского туризма, что свидетельствует о более высоком уровне оказания медицинских услуг именно на Кубани.
При этом только местные жители могут рассчитывать у себя в регионе на бесплатную высокотехнологичную помощь. Когда за ней обращаются приезжие, они все оплачивают в полном объеме.
Многие кубанцы, прошедшие успешное лечение в краевой больнице, даже не задумываются, сколько стоит операция по протезированию клапана сердца или стент в коронарную артерию. А во сколько обходится бюджету бесплатное для пациента обеспечение лекарствами после пересадки органа? Эти суммы исчисляются сотнями тысяч рублей.
Пациенты из других регионов готовы платить такие деньги, значит, их полностью устраивает качество кубанской медицины и профессионализм наших врачей. Так что по уровню здравоохранения Краснодарский край я мог бы назвать российской Швейцарией или Израилем. Хочу, чтобы вы правильно поняли, - это касается в первую очередь профессионализма специалистов. При этом условия пребывания и комфорт очень далеки от желаемых.
Если говорить о том, как сфера изменилась за несколько лет, то обратите внимание на появление в больницах современного оборудования. Это компьютерные и магниторезонансные томографы, новейшие аппараты УЗИ, аппараты искусственного дыхания последнего поколения, прикроватные мониторы в реанимациях. Сегодня в Краснодаре этим никого не удивишь.
Нельзя забывать и об открытии перинатальных и сосудистых центров, о развитии системы онкологической и кардиологической помощи. Такие программы, как «Онкопатруль» и «Кардиодесант», успешно зарекомендовали себя, позволяя оказывать высококвалифицированную специализированную помощь даже в отдаленных уголках Краснодарского края.
Новые направления, касающиеся в том числе обеспечения комфорта при оказании медицинской помощи на Кубани, не сокращаются, а только разрабатываются и реализуются.
источник : www.kubidom.ru