«Пациент должен стать активнее и многое взять в свои руки», — заявляют сегодня врачи. Что именно должен взять в руки новый, современный пациент? И что делать «несовременным»?
Биоэтики выделяют несколько моделей отношений между врачом и пациентом, самые распространенные из которых – патерналистская и партнерская. Первая, ее еще называют «пасторской», напоминает отношения священника и прихожанина, родителя и ребенка. По сути, при патерналистской модели общение пациента с врачом строится как отношения власти и подчинения.
Сегодня такая модель все больше уступает место партнерству: многие пациенты стремятся самостоятельно и свободно принимать жизненно важные решения, контролировать свое состояние и многие врачи этот поддерживают. При партнерской модели взаимоотношений пациент становится как бы равноправным с врачом. Он имеет право знать полную информацию о своем диагнозе, вариантах лечения, прогнозах и возможных осложнениях, и на основе этого принимать участие в лечении, действуя как «коллега» врача. В Европе эта модель работает давно, и все чаще о ней говорят врачи в России.
Свой взгляд на модели отношений врача и пациента высказал Павел Бранд, врач-невролог, медицинский директор сети клиник «Семейная», кандидат медицинских наук:
— Прелесть партнерской модели в ее естественности: человека нельзя заставить лечиться — он может захотеть лечиться только сам. А чтобы захотеть лечиться, нужно знать, как, что и зачем лечить: пациент должен быть максимально информирован о своей болезни, о возможностях ее диагностики, лечения, а также об исходах неправильного лечения или отказа от лечения со стороны пациента.
Собрав информацию, больной должен сформировать вместе с врачом программу своего лечения и активно ее исполнять.
Партнерская модель хороша тем, что она позволяет пациенту контролировать сам процесс лечения, работу врача.
Ну и, разумеется, это помогает наладить позитивные отношения между врачом и пациентом, снизить вероятность конфликта.
Но партнерская модель, конечно же, не основана на том, что пациент начитался интернета или справочной литературы и изображает из себя опытного. Это задача врача — максимально подробно рассказать пациенту о его болезни, объяснить симптомы, дать необходимую проверенную – подчеркиваю! — проверенную литературу. Далеко не вся информация, опубликованная в интернете, особенно на русском языке и особенно на форумах и чатах, соответствует действительности. Почитать ее можно, но не нужно верить всему безоговорочно, чтобы не случилось горя от ума, — распространенного сейчас явления.
Можно обсудить прочитанное с врачом, ведь один из обязательных навыков профессионального врача состоит как раз в том, чтобы уметь адекватно проанализировать информацию пациента о своей болезни и отделить правильную информацию от неправильной. Пациента этому никто в интернете не научит.
Пациент должен выслушать врача и быть готовым к тому, что его «знания» о диагнозе могут оказаться мифами.
И в этом смысле бабушка, которая не владеет интернетом, больше подходит для партнерской модели отношений между врачом и пациентом, чем молодая женщина, которая начиталась сомнительных сайтов и считает, что она лучше знает о «своей болезни», чем ее лечащий врач.
В строгом смысле, пациент никому ничего не должен, он не обязан знать о своей болезни все, не обязан читать литературу, которую ему дают. Не все пациенты хотят «вникать» — некоторые приходят с единственной целью: получить лечение. И мы, врачи, должны это лечение предоставить.
В таком случае врач может: или дать конкретные указания о том, что пациент должен делать; или обсудить с пациентом проблему и дать ему возможность принимать решения о своем лечении, поскольку пациент имеет право на максимально полную информацию о своем здоровье. Здесь многое зависит от личностных особенностей пациента. Патерналистская модель взаимодействия врача и пациента актуальна до сих пор, потому что для многих людей патерналистское отношение врача психологически наиболее приемлемо.
Но, на мой взгляд, чем больше пациент знает о своем заболевании правильной информации, тем лучше и для пациента, и для врача. К сожалению, в России врачей не учат коммуникации, поэтому большинство придерживаются исторически сложившейся патерналистской модели отношений просто по инерции. Есть доктора, которые пытаются самостоятельно обучаться или интуитивно ищут подход к пациенту.
Налаживать коммуникацию — это профессиональная обязанность врача и этому надо учиться.
Чтобы выстроить верные отношения с пациентом, врач должен быть внимательным и толерантным. Он обязательно должен обладать эмпатией – уметь чувствовать пациента. Все это составные части одной из основных компетенций современного врача — его коммуникативной компетенции. Если доктор не умеет общаться — это не профессиональный доктор.
Но проблема в том, что государственная условно бесплатная медицина предполагает ограниченное количество времени у врача. У него есть 10-15 минут на осмотр, сбор жалоб, заполнение бумаг и занесение информации в компьютер. А пациент при этом должен получить максимально полную и понятную информацию, и он имеет право добиваться этого от врача.
Здесь нужно понимать, как врачу нелегко. Можно записаться на повторный прием, если информация показалась недостаточно полной или непонятной, попросить порекомендовать литературу. А если доктор раздражается на подобные просьбы или вопросы — это непрофессионально с его стороны.
Врач не должен раздражаться на пациента ни при каких обстоятельствах!
Если врач ведет себя некомпетентно, то лучше всего поменять врача. Если поменять врача невозможно, попробуйте обратиться к руководству: к заведующему по лечебной части, главврачу, — за разъяснениями.
Конечно, можно было бы сделать универсальную памятку для пациента, как вести себя с врачами, но к сожалению, это не всегда работает. В реальной жизни бывает всякое: есть пациенты психически нездоровые, есть люди с предубеждением в отношении нашей медицины. Бывает и так, что врач донес информацию хорошо и подробно, а пациент ее не воспринимает, лечится сам, потом обвиняет врача, жалуется…
В последнее время появился так называемый «потребительский экстремизм» — когда пациент намеренно приходит в медицинское учреждение с целью вызвать скандал или заработать на врачебных ошибках.
Такие случаи появляются все чаще и, конечно, опасность этого может препятствовать эффективной коммуникации между врачом и пациентом.
На мой взгляд, в России появление таких ситуаций связано с тем, что медработники не очень хорошо защищены законом, не очень много зарабатывают. А в США, говорят, это связано, наоборот, с тем, что врачи слишком хорошо защищены и застрахованы, и там на этом можно заработать очень много: у них есть даже специальные адвокаты, которые занимаются врачебными ошибками.
В любом случае, задача современного компетентного врача – донести до пациента мысль: хотя врач и очень заинтересован в том, чтобы вылечить пациента, но больше, чем сам пациент, в его выздоровлении не заинтересован никто. Главное — объяснить, в чем заключается ответственность пациента за свое здоровье.
Анастасия Прощенко
источник : www.miloserdie.ru