с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Пилюли от бедности
19 Декабря 2016 г.

Вместо льготного лекарственного обеспечения в России может быть введена система лекарственного страхования – об этом заявила глава ведомства Вероника Скворцова, выступая на днях на правительственном часе в Госдуме. Суть идеи чиновники пока не раскрывают, и это неспроста. Ведь согласно ныне действующему законодательству все россияне без исключения имеют право на бесплатное лекарственное обеспечение.

 

Однако за последние пять лет чиновники так и не прописали механизмов того, как этим правом можно воспользоваться.

Идею о лекарственном страховании Минздрав преподносит достаточно хитро. Дескать, это будет некий новый, дополнительный вид страхования, который каким-то образом будет вписан в систему ныне действующего обязательного медицинского страхования (ОМС). «В рамках системы лекарственного страхования пациенту на амбулаторном лечении планируется компенсировать частично или полностью стоимость лекарственных препаратов. Неоспоримым плюсом этого проекта станет доступность лекарственной терапии, особенно для социально незащищённых групп граждан», – объясняют в пресс-службе Минздрава.

Звучит красиво. Более того, с идеей введения лекарственного страхования ведомство выступало ещё несколько лет назад, когда его возглавляла Татьяна Голикова. Только вот воз и ныне там. В чём же дело?

Дыры в бюджете залатают пациенты

Как объясняют эксперты, главная проблема внедрения лекарственного страхования заключается в том, что экономический эффект от этого проекта может наступить только после достаточно значительных стартовых вложений. «В целом лекарственное страхование – это путь к повышению потребления лекарств. Резон государства здесь в том, что снизится заболеваемость, пациенты начнут получать лекарства амбулаторно и соответственно затраты на них в стационарном звене будут снижаться. Ведь сегодня зачастую пенсионерам и инвалидам приходится ложиться в больницы, чтобы им можно было получать какие-то препараты бесплатно. Проблема в том, что до сих пор не определён источник финансирования, который мог бы служить стартапом для запуска этой системы», – говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.

Действительно, сформированный на 2017 год бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) предполагает наличие дефицита – каким образом и где ещё можно будет изыскать дополнительные средства для страхового лекарственного обеспечения, фактически предполагающего бесплатную раздачу назначенных докторами лекарств в амбулаторном звене, пока не очень понятно.

Некоторые аналитики полагают, что о лекарственном страховании для того и вспомнили, чтобы часть затрат переложить на плечи самих пациентов, заставив их в итоге повысить страховые отчисления. Как отметил на правительственном часе аудитор Счётной палаты Александр Филипенко, ежегодно система ОМС несёт издержки, которые в некоторых случаях достигают 100 млрд рублей в год и более. При этом качество медицинского обслуживания в стране оставляет желать лучшего. «Более 16 тыс. населённых пунктов находятся вне зоны обслуживания медицинских организаций, а это почти 5 млн человек», – констатировал Александр Филипенко.

Понятно, что в таких условиях изыскать дополнительные средства на то, чтобы гражданам раздавать бесплатные пилюли, в Минздраве смогут едва ли. В этой связи если заставить граждан платить дополнительные страховые взносы, то бюджет здравоохранения таким образом может немного поправить свои дела.

Экономия требует вложений

В пользу версии о том, что лекарственное страхование – лишь один из способов заставить граждан платить побольше, говорит и тот факт, что де-юре все россияне уже сегодня имеют право на бесплатные лекарства. «Лекарственное обеспечение у нас уже погружено в систему ОМС. Вы это увидите, если откроете законы об охране здоровья граждан (323-ФЗ) и об обязательном медицинском страховании (326-ФЗ). Тариф ОМС рассчитывается на основании стандартов медпомощи, а в стандарты входят лекарства. Поэтому, когда г-жа Скворцова говорит: давайте мы погрузим лекарственное обеспечение в ОМС, я отвечаю – нет, давайте, вы сначала выполните закон. Потому что там это уже всё есть», – говорит президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский.

По словам эксперта, причина того, что чиновники не спешат выполнять закон, понятна – отсутствие средств. Между тем, если бы лекарственное страхование заработало, это позволило бы существенно сэкономить. Два года назад подобный эксперимент был проведён в Кировской области. Из бюджета региона было выделено 30 млн рублей на лекарственное обеспечение. В результате экономия бюджетных средств составила 90 миллионов. Причём это был пилотный проект, который распространялся только на лекарства от сердечно-сосудистых заболеваний. «Но получить 90 млн сэкономленных рублей в регионе и снова запустить деньги в лекарственный оборот так и не смогли. Потому что сэкономленные 90 млн оказались в другом государственном кармане: не в бюджете субъекта РФ, а в ФФОМСе. Между тем смысл этих пилотных проектов как раз и состоит в том, чтобы устраивать подобные бюджетные развороты. Направлять средства на лекарства, учитывая эти экономические эффекты», – поясняет Александр Саверский.

Эксперты подсчитали: 1 рубль, вложенный в лекарственное обеспечение в амбулаторном звене по кардиологии, приносит 7 рублей экономии всей системе здравоохранения.

В выигрыше отечественные фармацевты

Впрочем, если даже предположить, что на этот раз система лекарственного страхования будет внедрена (в Минздраве обещают стартовать уже через полтора-два года), не исключено, что в итоге все возможные положительные эффекты от неё будут сведены на нет.

Аналитики рынка указывают на то, что в итоге лекарственное страхование может быть создано не столько для пациентов, сколько для отечественных фармпроизводителей. Дело в том, что в систему лекарственного страхования попадут так называемые референтные препараты – некий препарат средний по цене из всей группы препаратов, находящихся внутри каждого непатентованного наименования.

Список препаратов, очевидно, будут утверждать в Минздраве. А сделать «правильный выбор» чиновникам опять же поможет модная ныне политика импортозамещения. «Пациентам могут прописать использование определённых препаратов, которые производятся отечественными производителями», – рассуждает гендиректор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. Несогласные всегда могут купить лекарства за свой счёт.

КСТАТИ

Ещё один способ пополнить дырявый бюджет здравоохранения – подключить страховщиков. Идея, не раз уже озвученная Минздравом, заключается в том, чтобы заставить страховые компании проверять, сколь добросовестно россияне исполняют предписания врача.

Официально это называется «мотивирующие программы». К примеру, уже с января будущего года страховщики должны будут информировать россиян с помощью sms о необходимости прохождения диспансеризации. А с 2018 года, по словам Вероники Скворцовой, «будут внедрены программы по мотивированию застрахованных к выполнению рекомендаций врачей и приверженности к медикаментозной терапии». Что будут делать с теми, кого мотивировать не удастся, в Минздраве пока не рассказывают. Страховщики о возможных санкциях тоже не знают.

Впрочем, на поверку оказывается, что никаких штрафов вводить и не понадобится – страховщики и чиновники и так останутся в выигрыше. «В системе ОМС у нас есть только один страховщик – это государство. Поэтому страховые компании, которые работают на этом рынке, на самом деле не страховые. Ведь они не несут на себе никакого страхового риска, – рассказывает Александр Саверский. – Их истинные функции – это доведение денег до регионов, а также контроль объёмов и качества медицинской помощи. В реальности из 8 млн проводимых страховщиками экспертиз, касательно избыточной медпомощи, примерно в 52% выявляют нарушения», – говорит Саверский. Оно и понятно: чем больше «нарушений» – тем меньше средств надо будет доводить до регионов.

Другими словами, сама система изначально построена таким образом, что страховые компании не заинтересованы в том, чтобы врачи лечили пациентов, – ведь тогда придётся расстаться с деньгами. Деньги, надо сказать, немалые. Через систему ОМС ежегодно проходит до 1,8 тлрн рублей.

Дополнительный якобы контроль за лечением пациента таким образом убивает сразу двух зайцев. С одной стороны, это такая имиджевая завеса, дескать, смотрите, как мы заботимся о пациентах. С другой – ещё один рычаг не допустить «избыточной» медицинской помощи, а значит сэкономить.

 


источник :  versia.ru

вернуться в раздел новостей