Минздрав попросил Генпрокуратуру проверить деятельность израильской фармацевтической компании Teva в России. Поводом для обращения послужили показания производителя в американском Минюсте. Teva призналась, что подкупала российского высокопоставленного чиновника для продвижения своей продукции в системе госзакупок Минздрава. Речь идет о препарате от рассеянного склероза "Копаксон". Размер взятки составил $65 млн, а заработать фармкомпании благодаря преступной схеме удалось более $200 млн.
Как часто коррупция становится частью госзакупок в здравоохранении? Главный консультант Института конкурсных технологий Константин Перов в беседе с корреспондентом "Коммерсантъ FM" заявил, что такие случаи – скорее исключение, поскольку существуют легальные способы продвижения производителями своей продукции. Кроме того, по мнению эксперта, чиновник-взяточник не обязательно должен работать в федеральном Министерстве здравоохранения.
"Скорее всего, это Минздрав — федеральный или какой-то из региональных — или это могут быть подразделения, занимающиеся медицинским обеспечением силовых ведомств. Насколько я понимаю, в то время препарат находился под патентной защитой, то есть у него не было аналогов-дженериков, соответственно, компания была заинтересована в максимизации объема продаж любыми путями. Такие ситуации, когда какому-то лицу предлагается конкретная сумма за конкретную услугу, относительно редки. Есть довольно много законных или околозаконных методов, каким образом фармкомпания может стимулировать покупать их препарат. Это может быть и спонсирование научных исследований, и спонсирование конференций, и какие-то промопоездки на предприятия компаний. Прямых грубых нарушений законодательства мы здесь не найдем", — уверен Перов.
Подкуп чиновников при госзакупках — действительно редкость, подтвердили "Коммерсантъ FM" в общественной организации Лига защитников пациентов. При этом ее президент Александр Саверский отметил, что нарушения на торгах не всегда означают коррупцию.
"В представлении технического задания на закупки можно уточнить препараты до такой степени точности, что вариантов выбора не будет. Если вы посмотрите просто на данные аукциона, которые вывешены на госзакупках, вы не поймете никогда, коррупция это или нет. Это очень сложная ситуация: некоторые препараты в рамках тех законов, которые существуют, закупить очень сложно, а оно нужно — заявка поступила, от этого может зависеть жизнь конкретного человека. Можно обвинить людей в том, что они создали условия для победы этого препарата на торгах? Конечно, можно. Но это не значит, что они это сделали это из корыстных побуждений", — пояснил Саверский.
Большинство резонансных дел о взятках фармкомпаний российским чиновникам расследовалось Минюстом США. Разбирательства шли в рамках американского законодательства о противодействии коррупции за рубежом. Радиостанция "Коммерсантъ FM" вспомнила случаи, когда власти США наказывали фармкомпании долларом за взятки в России.
Летом 2016 года англо-шведская компания AstraZeneca была оштрафована Минюстом США за то, что в течение пяти лет материально стимулировала работников российских государственных медучреждений. Взятки и ценные подарки помогли производителю увеличить продажи продукции. Фармкомпания своей вины не признала, но штраф в $5 млн выплатить согласилась.
В 2012 году комиссия по ценным бумагам США обвинила крупнейшего производителя инсулина – американскую компанию Eli Lilly в том, что она в 90-е годы платила российским чиновникам за контракты на поставки лекарств. Взятки маскировались под маркетинговые услуги. С обвинениями медицинская корпорация не согласилась, но штраф в $29 млн выплатила.
В том же 2012 году американские власти выяснили, что российское подразделение Pfizer с 1997 по 2006 год заплатило врачам более $2 млн за то, чтобы медработники выписывали рецепты на препараты компании. От центрального офиса дочерняя структура факт подкупа скрывала, списывая расходы на "туризм и развлечения", "встречи торговых представителей" и "конференции". По иску Минюста США Pfizer был оштрафован на $60 млн.
В начале декабря разгорелся скандал вокруг 62-й онкологической больницы Москвы. Ее переводили из автономного учреждения в бюджетные, что означало централизацию закупок лекарств через столичный департамент здравоохранения. Руководство больницы отмечало, что самостоятельно приобретает необходимые препараты в несколько раз дешевле, чем чиновники департамента.
Григорий Колганов
источник : www.kommersant.ru