О первом рассмотрении предложений в федеральный закон рассказывает зампредседателя комитета по социальной политике Законодательного собрания Новосибирской области Татьяна Есипова.
— Татьяна Ивановна, в комитете по охране здоровья Госдумы РФ прошло первое обсуждение предложений в закон о школьной медицине. Какие из них были наиболее актуальными?
— Это был только первый этап обсуждения наболевшего вопроса — как улучшить здоровье детей, посещающих дошкольные и школьные учреждения. Они проходили 4 часа, так как предложений было очень много — 127 — и половину из них мы даже не успели рассмотреть, только обозначили. Кстати, 9 из них в Госдуму направила наша рабочая группа.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что в каждой школе должен быть врач. При этом он должен находиться не в штате образовательного учреждения, а привлекаться из медорганизации, что позволит контролировать качество здоровья школьников и правильно его мониторить. У самого врача при этом будет идти стаж и он сможет получать профессиональные консультации у коллег. За каждым врачом должен быть закреплен определённый функционал, направленный на поддержку детского здоровья в период обучения. Вся информация должна заноситься в единый информационный банк данных, который будет объединен между собой, чтобы мы могли изучать состояние здоровья ребенка в динамике. Подобная система формируется в одном из регионов России и уже доказала свою эффективность.
Например, пришел ребенок в дошкольное или школьное учреждение и, не дай Бог, во время учебы, в связи с неправильным расположением парты или освещения получил ухудшение здоровья. Школьный врач должен выяснить почему произошло нарушение в здоровье ребенка.
Врач также должен работать с родителями — это один из основных вопросов: как законодательно закрепить ответственность родителей за здоровье своего ребенка. Речь идет, в том числе о том, брать в образовательное учреждение ребенка без прививок или нет. Не каждый родитель сегодня сам принимает решение о вакцинации ребенка, но это вопрос здоровья не только самого ребенка, но и всего коллектива.
Кроме того, министерство здравоохранения выступило с предложением ввести с штатное расписание образовательных учреждений должность диетсестер, которые будут просчитывать питание школьников, следить за его качеством.
Еще одна актуальная тема — врачебная тайна. Мы на этом сильно акцентировали внимание. Когда родитель переводит ребенка из дошкольного в школьное учреждение без медицинской карты, сам медработник, находящийся в штате образовательной организации, не может получить информацию из медорганизации, а она необходима, чтобы построить работу с ребенком, основываясь на состоянии его здоровья. Врачебная тайна — это хорошо, но, прежде всего, — это здоровье ребенка и тут нужно будет смотреть законодательство.
— Вы отметили, что врач и диетсестра должны быть в каждой школе, но как решить вопрос с кадрами?
— Это действительно колоссальная проблема. Где брать такое количество врачей и диетсестер, чтобы обеспечить все школы? Тут должен быть принят закон и под него выделяться финансирование. Кроме кадрового вопроса, необходимо решать проблему укомплектования школьных медкабинетов. Они есть практически везде, но не везде оснащены должным образом, там часто нет компьютерной техники, для осуществления полного мониторинга в здравоохранении. Так что это очень финансовоемкая задача.
— А не слишком ли много обязанностей у медработников? Прививки, проверка качества питания, мониторинг здоровья…
— Действительно много, но тут будут разрабатываться нормативы по штатному расписанию, в зависимости от количества детей в школе. Понятно, что в образовательных учреждениях, где 100 и 500 человек, должно быть разное количество медработников.
— Поднимался ли вопрос о специализированных, коррекционных школах?
— Да, в списке предложений несколько касаются детей, имеющих различные ограничения в здоровье. Количество таких деток выросло. Кроме того, сейчас они могут учиться в обычных школах, в рамках инклюзивного образования. Такие дети требуют особенного внимания со стороны медиков, но в обычных школах эта обязанность будет возложена на штатного специалиста. Конечно, они должны будут пройти переобучение для того, чтобы иметь навыки работы с детьми с ОВЗ, но также должны иметь возможность привлекать для консультации специалистов: дефектолога, врача ЛФК или физиотерапевта и т.д.
Говорили и про коррекционные школы, про то что в них нужно расширять штат врачей. Например, раньше в каждой такой школе был психиатр, но потом их вывели. Однако, к сожалению, структура дефекта обучающихся в таких школах изменилась не в лучшую сторону.
— Как будет идти работа над проектом закона в дальнейшем?
— По итогам этих слушаний председатель комитета по охране здравоохранения Госдумы Дмитрий Морозов констатировал, что законопроект будет тяжелым, так как требует дополнительного финансирования. При комитете по охране здоровья Госдумы создана экспертная группа, которая проработает все предложения регионов. Параллельно будет идти работа в федеральных минздраве и минобразовании. Месяца через четыре будет первое заседание рабочей группы.
В регионе мы планируем приступить к проработке наших предложений после новогодних праздников.
источник : infopro54.ru