с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Когда счет идет на минуты, стоматологи могут «впасть в ступор»
20 Января 2017 г.

В конце прошлого года руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко сообщил о том, что в 2015-м в российских стоматологических клиниках после введения лидокаина погибли 33 пациента. Похожие цифры, вероятно, и в 2016-м. Причины, по словам Мурашко, в неготовности персонала оказать экстренную медпомощь при кардиотоксическом эффекте этого анестетика и невозможности такой помощи в поликлиниках. При этом он подчеркнул, что помощь пациентам должна быть оказана.

 

Медицинские юристы решили разобраться: в чем причина неготовности стоматологов оказать экстренную медпомощь при кардиотоксическом эффекте лидокаина и что делать главврачам, пациентам, чтобы предотвратить трагедии.

- Формально обеих названных Мурашко причин быть не должно, - говорит управляющий Центром медицинского права Алексей Панов. – Ведь у стоматологов есть сертификаты специалиста, да еще последнее новшество – свидетельство об аккредитации. Обладая этими документами, они должны уметь оказать экстренную медпомощь. То же – с условиями в поликлиниках: есть порядки оказания медпомощи, а в них – требования к техническому оснащению. Значит, возможности для экстренной медпомощи должны быть.

А что на деле?

"Гибель пациентов от лидокаина предотвратима"

- А на деле стоматологи не всегда готовы оказать экстренную помощь, в том числе психологически, - делится наблюдениями доцент кафедры судебной медицины и медправа МГМСУ им И.А. Евдокимова Иван Печерей. – Из-за неожиданности, редкости в их практике таких ситуаций они могут «впасть в ступор» - в отличие от врачей Скорой, которые экстренную медпомощь оказывают постоянно и к такой работе готовы. А ведь счет идет на минуты…

По мнению Печерея, проблема решаема: грамотные главврачи стомклиник приглашают врачей Скорой помощи обучать персонал.

С коллегой согласен директор Московского филиала Центра медицинского права Андрей Карпенко. Он озвучил шокирующие данные: во всех судебных разбирательств с участием столичного филиала ЦМП эксперты СМЭ раз за разом приходят к выводу, что гибель пациентов была предотвратима.

- Наш филиал Центра медицинского права многократно представлял интересы родственников пациентов, умерших от реакции на местную анестезию. Каждый раз мы ставили перед СМЭ вопрос о предотвратимости гибели пациента. И абсолютно во всех случаях эксперты отвечают, что гибель была предотвратима и указывают на некачественное проведение сердечно-легочной реанимации – хотя владеть этими навыками обязан каждый врач. Причем применить их необходимо в течение 5, 10, максимум 15 минут, до прибытия бригады реаниматологов. Но, годами не встречаясь с экстренными ситуациями, медики теряют эти навыки. А какой процент докторов проходит повышение квалификации по сердечно-легочной реанимации? Два-три процента от общего количества? – спрашивает Карпенко.

Что делать главврачу?

Что делать главврачу стомклиники, чтобы предотвратить гибель пациентов?

- В первую очередь, принять превентивные меры – то есть проверить, готов ли его персонал оказать экстренную медпомощь. Если нет – провести обучение. Плюс к этому – контролировать оснащение. Аптечки скорой медпомощи должны постоянно проверяться и пополняться в случае расходования материалов, - считает председатель Ярославского областного общества больных рассеянным склерозом "Гефест" Игорь Степанов.

А если трагедия уже произошла?

- В каждой клинике есть врачебная комиссия по контролю качества и безопасности меддеятельности. Необходимо провести ее заседание, поставив перед врачами задачу закрепления навыков оказания экстренной медпомощи при развитии побочных эффектов лекарственных средств, - рекомендует Карпенко. - Хотя на практике зачастую происходит по-другому. Главврач звонит в Центр медицинского права и спрашивает: «Что делать?». Отвечаем про заседание комиссии. Рекомендуем обязательно зафиксировать, какой именно препарат, из какой партии применялся, оставить образцы для возможной экспертизы. Дело в том, что в Москве были случаи, когда серьезнейшие подозрения вызвало качество лекарственного препарата, в частности, лидокаина и его производных. Во-первых, происхождение может быть крайне сомнительным. Во-вторых, недобросовестно указана дозировка. В ампулах с маркировкой «2-процентный раствор», бывал и 10-процентный. А такая ситуация прямо ведет к превышению терапевтической дозировки, резко увеличивая развитие кардиотоксического эффекта.

В связи с серьезностью ситуации Панов предлагает Росздравнадзору выдавать стомклиникам предписания контролировать подготовку персонала, проводить тренировки. И потом главврачи должны отчитаться о выполнении таких предписаний.

Как пациентам обезопасить себя?

Главная рекомендация от Андрея Карпенко: посещать стоматологические подразделения крупных многопрофильных клиник. Поскольку в них всегда есть врачи-реаниматологи, в случае кардиотоксического эффекта шансы выжить повышены.

Иван Печерей советует попросить персонал стомклиники продемонстрировать аптечку для оказания экстренной медпомощи (по закону, ее обязаны показать). И посмотреть, насколько оперативно это сделают. Если аптечку будут нести дольше 15 минут – не раздумывая идти в другую клинику.

Алексей Панов предлагает спросить у врача, слышал ли тот, что в 2015 году из-за кардиотоксического действия лидокаина умерло 33 пациента? Если да, задается второй вопрос: «Вы готовы к действиям, которые купируют осложнения»? При положительном ответе – лечить зуб, при отрицательном - «руки в ноги», и в крупную клинику.

Наталия Гергерт

 


источникpravo-med.ru

вернуться в раздел новостей