Президенту РФ Путину В.В.
Председателю Правительства РФ Медведеву Д.А.
Уважаемые руководители страны!
Научные данные указывают на ухудшение состояния здоровья детей в период их обучения[1]. Общая распространённость нарушений здоровья и развития среди детей в возрасте до 14 лет за последний период (более 10 лет) увеличилась на 26,8%. Среди детей старшего подросткового возраста (15–17 лет) показатель общей заболеваемости увеличился вдвое[2].
Число суицидов среди несовершеннолетних детей в России выше общемировых показателей в три раза. В 2015 году в РФ было зарегистрировано более 460 суицидов детей[3]. Число попыток самоубийств существенно больше, чем число завершенных суицидов. Попытки превышают число самоубийств в 10-20 раз[4].
Наблюдается снижение взрослых суицидов, a детские возросли на 30–37 %. По данным Волгоградской области возрастание детских суицидов наблюдается с 2006 года, и главная причина – депрессивные состояния. Если рассматривать соотношение по временам года, то идет увеличение в весеннее-летний период на 15 % и чаще в утренние часы с 2 до 7 часов. При проведении анализа статистических данных можно сделать вывод о том, что число детских суицидов увеличивается в весеннее-летний период, a это можно связать с экзаменационным периодом.
С 2006 года увеличились случаи детских суицидов, что так же можно связать с экзаменами у школьников, так именно с 2006 года ЕГЭ было введено в 79 регионах страны[5]
Существует значительное число публикаций, указывающих на связь ЕГЭ с суицидами[6].
При этом, среди факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье детей, практически не изучено влияние на здоровье системы образования и экзаменов.
Наиболее ярким доказательством такого влияния является не только ухудшение здоровья детей во время обучения, но и самоубийства или попытки самоубийства из-за экзаменов. Фактически, речь идет о рукотворно созданной государством системе, которая доводит детей до самоубийства или хотя бы до его попыток.
По мнению экспертов и родителей созданная система образования, в основе которой лежит Единый государственный экзамен, коррумпирована[7], фрагментарна, порождает неграмотность8 и, как уже показано и будет показано далее, массово подрывает здоровье детей.
Между тем, для детей учеба – это тоже самое, что для взрослого работа, труд.
Даже поверхностное изучение нормативных документов, регулирующих работу школы, прямо указывает на то, что дети не просто перегружены, а на то, что они работают значительно больше взрослых, и все это, не погружаясь в суть, объем, смысл и необходимость учебных программ.
Так, согласно п.п. 10.5, Таблица 3 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях":
максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка для детей со 2-го (для первого класса условия в петиции не обсуждаются) по 11-й класс колеблется при переводе академических в астрономические часы:
для 6-ти дневной недели от 19,5 (2 кл.) до 27,75 (11 кл.) астрономических часов (ч.); для 5-ти дневной недели – от 17,25 (2 кл.) до 25,5 ч. (11 кл.).
Добавим к этому домашнюю работу (это ведь тоже работа), которая согласно п.п. 10.30 не должна превышать при пересчете в неделю: во 2 - 3 классах – (9 ч. – 6 дней, 7, 5 ч. – 5 дней) , в 4 - 5 классах - 2 ч. (12 ч – 6 дней, 10 ч. – 5 дней), в 6 - 8 классах - 2,5 ч. (15 ч. – 6 дней, 12,5 – 5 дней), в 9 - 11 классах - до 3,5 ч (21 ч – 6 дней, 17, 5 ч. – 5 дней).
В сумме: для 6-ти дневной недели от 28,5 ч. (2 кл.) до 48,75 ч. (11 кл.) для 5-ти дневной недели – от 24,75 ч. (2 кл.) до 43 ч. (11 кл.)
Сравним полученную допустимую нагрузку с нормами продолжительности рабочего времени согласно Трудовому Кодексу РФ.
Согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, - это норма для взрослых, которая была выработана как раз для сбережения не только здоровья, но и трудоспособности. И это – норма труда во многих странах мира.
Согласно ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается: для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю; для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю.
Тогда, почему СанПиН разрешает детям во втором классе (7-8 лет) работать больше, чем разрешено работать 15-летнему человеку по ТК РФ? Почему шестиклассникам (12-13 лет) разрешено работать столько же, сколько взрослым, то есть 40 часов в неделю, да еще при шестидневной неделе?
Добавьте сюда внеурочную деятельность согласно п.п.10.5 - 7,5 астрономических часов и/или выбранную деятельность, которая может стать в дальнейшем профессией – спорт, музыка, художественное искусство, танцы и т.п.
При этом созданная конкуренция между школами заставляет их превышать даже эти максимумы норм, но этого никто не контролирует.
На основании сказанного просим:
1. Начать систематическую работу по выявлению и оценке факторов, влияющих на здоровье детей, включая учебную программу, нагрузку и, отдельно, влияние на здоровье экзаменов;
2. Привести школьную нагрузку к нормам, учитывающим все трудозатраты детей на учебный процесс, представляя возможность заниматься занятием, не входящим в учебную программу;
3. Отменить экзамены в существующем виде, приводящие к самоубийствам детей;
4. Поставить перед системой образования задачу улучшения здоровья детей;
Создать систему ответственности за здоровье детей лиц, принимающих решения в отношении факторов, влияющих на здоровье детей.
Президент «Лиги пациентов», член Экспертного совета при Правительстве РФ, эксперт РАН
А.В.Саверский