Регулярный онкоскрининг необходим каждому считающему себя здоровым человеку, однако в нашей стране онконастороженности не проявляют ни сами граждане, ни медики. И это при том, что, к 30 годам почти половина россиян имеет кровных родственников, у которых были онкозаболевания. В значительной степени заменить такой скрининг могла бы диспансеризация, если бы врачи проводили ее не для галочки, а граждане не игнорировали предоставляемых им возможностей.
Основным инструментом раннего выявления опасных болезней, в том числе рака, должна была стать запущенная в России в 2012 году всеобщая диспансеризация населения. Однако дорогостоящая программа, с которой связывали столько надежд, на деле обернулась профанацией. Мониторинг, проводившийся Росздравнадзором, показал, что диспансеризация проходит формально и не в полном объеме, а работа по вовлечению в нее людей проводится только среди больных, которые пришли в поликлинику по другим вопросам. В итоге, первая стадия рака по-прежнему выявляется лишь у 10-15% россиян. Онкологи давно обращали на это внимание Минздрава, но ничего не меняется.
При этом, дело не только в Минздраве и медиках, а и в нашем «страусином» поведении — россияне стараются как можно дольше закрывать глаза на непонятные симптомы и откладывать визит к врачу. Канцерофобия — эпидемия 21 века. Мы прекрасно знаем, что первое место среди причин смертности занимают сердечнососудистые заболевания, но панически боимся именно онкологического диагноза.
«У нас люди не доверяют медицине, пренебрегают ею, боятся пойти на профосмотр, — признает главный онколог столицы, директор Московского клинического научного центра Игорь Хатьков. — Многие даже кичатся тем, что не ходят по врачам, пока совсем не прижмет. А в результате потом приходится совершать подвиги и врачам, и самим пациентам. Но подвиги всегда дают худший результат, чем системная работа». И начинаться эта работа должна с раннего выявление рака, а еще лучше — предраковых состояний.
Скрининг…
Под словом «скрининг» понимаются массовые обследования больших групп населения, направленные на выявление бессимптомного рака в группах риска. (Когда есть симптомы и жалобы, проводится не скрининг, а диагностика). Для каждого возраста и пола и для каждого личного и семейного анамнеза существует целый набор обследований. Наборы эти в каждой стране свои — в разных регионах разная заболеваемость, пики в определенных возрастах.
В России официальных национальных стандартов нет. Но в целом для нашей страны подходят западные стандарты, по которым скринингу подлежат шесть видов онкозаболеваний, на которые приходится 70% всех случаев — рака легких, молочной железы, толстой и прямой кишки, предстательной железы, шейки матки и кожи. Так, скрининг на рак шейки матки подразумевает осмотр и взятие мазка, скрининг на рак толстой кишки — анализ кала на скрытую кровь и сигмоскопию.
«Все это есть и у нас, — говорит Хатьков. — В Москве регулярно проводятся дни бесплатной диагностики, хотя мы понимаем, что эта активность должна быть усилена. Но самое главное — профилактические обследования. Особенно, если раком болел кто-то из близких родственников. При этом, начинать проверяться следует в возрасте на 10 лет меньше, чем возраст, в котором заболел родственник. Возможно, это обследование будет разделено на этапы и не очень удобно для работающего человека. Но в Москве есть немало учреждений, имеющих программы чек-апов для каждого возраста, начиная с 40 лет, и обследующих более оперативно».
или диспансеризация
За пределами МКАД онкологи больше уповают на диспансеризацию. По словам главного онкологаПриволжского Федерального Округа и Республики Татарстан Рустема Хасанова, в диспансеризации заложен и онкологический компонент: элементы скрининга рака предстательной железы, скрининга рака шейки матки, маммография для определения рака молочной железы, анализ кала на скрытую кровь для определения заболеваний толстой кишки. И если подойти к этому профессионально, то диспансеризация может оказаться очень эффективной. Если же проводить диспансеризацию «для галочки», без использования современных методик, это будут выкинутые деньги.
В Красноярском крае по инициативе онкослужбы региональные власти добавили к диспансеризации онкологический скрининг. Во всех поликлиниках края работает программа, направленная на выявление наружных видов рака, которая в отличие от диспансеризации, для людей старше 50 лет проводится ежегодно. А для курящих мужчин в эту программу добавили низкодозовую компьютерную томографию легких. Кроме того, в крае введено материальное поощрение для медиков (не онкологов) за раннее выявление онкозаболеваний.
Проблема в том, что мотивировать в нашей стране надо не только врача, но и пациента, говорят эксперты. Не спешат граждане на профосмотры даже в «продвинутой» Москве. Как показал опрос, проведенный Московским городским фондом ОМС, пройти диспансеризацию по собственной инициативе готовы далеко не все: более половины респондентов (67%) ждут приглашения по телефону из своей поликлиники, 7% согласятся на это под влиянием рекламной кампании, а 9,5% вообще не готовы к такой проверке здоровья.
«Раз в три года потратить время на себя любимого все-таки стоит»
Диспансеризация в России — дело добровольное.В каждом текущем году пройти диспансеризацию могут граждане, достигшие 21, 24, 27, 30 лет и так далее. По словам главврача столичной городской поликлиники №220 Веры Шастиной, никакая специальная подготовка для этого не требуется. Надо просто обратиться в поликлинику к своему участковому терапевту или в отделение медицинской профилактики.
Обязательными для всех возрастных групп являются клинический анализ крови, определение общего холестерина и глюкозы крови, общий анализ мочи, флюорография легких, электрокардиография. Для женщин — осмотр гинеколога с взятием мазка с шейки матки на цитологическое исследование. Помимо универсального набора, есть и обследования, предназначенные для выявления наиболее вероятных для конкретного возраста и пола заболеваний. Так, исследование кала на скрытую кровь положено всем гражданам 48 лет и старше. Измерение внутриглазного давления необходимо с 39 лет. Для женщин, начиная с этого возраста, проводится маммография. В возрасте 39, 45, 51, 57, 63 и 69 лет проводят биохимический анализ крови, ультразвуковое исследование органов брюшной полости, почек, органов малого таза, а курящим — еще и УЗИ брюшной аорты.
Второй этап диспансеризации проводится с целью дополнительного обследования и уточнения диагноза, объясняет Шастина. Например, при наличии признаков, свидетельствующих о возможном онкологическом заболевании верхних отделов желудочно-кишечного тракта или отягощенной наследственности, для людей старше 50 лет проводят эзофагогастродуоденоскопию. А при положительном анализе кала на скрытую кровь пациент направляется на консультацию к врачу-проктологу, а затем — на колоноскопию и ректороманоскопию. «На мой взгляд, граждане, уклоняющиеся от диспансеризации, не имеют морального права винить медицину в несостоятельности. Да, обследование займет определенное время. Но, согласитесь, раз в три года потратить время на себя любимого все-таки стоит», — считает Шастина.