1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Кто получает (субъект обладания правом)? Граждане. Предполагаются граждане России, однако толкование может быть расширено, поскольку не указано граждане какой страны или стран, а толкование права не должно приводит к умалению.
Кто обеспечивает реализацию (субъекты обеспечения права): государственные и муниципальные учреждения здравоохранения (ГУЗ и МУЗ), - это определенная организационно-правовая форма согласно нормам ГК РФ и т.п., выступающая в виде автономных, бюджетных и казенных учреждений. Ни в каких иных организационно-правовых формах (ГЧП, ООО, АО и пр.) это конституционное право не обеспечивается. Оно может быть обеспечено в других организационно-правовых формах нормой закона, но в Конституции РФ этого нет.
Что обеспечивается (объект права)? Медицинская помощь. Помощь должна быть достаточна для устранения проблемы, иначе это не помощь, и право на помощь в конкретном случае будет актуальным до тех пор, пока проблема не устранена. Для реализации права существуют, в частности, стандарты медицинской помощи, которые ГУЗ и МУЗ обязаны исполнять согласно закону.
Как (основной порядок получения)? Бесплатно. То есть медицинская помощь оказывается ГУЗ и МУЗ без взимания с граждан платы (денег). Это значит, что взимание платы за медицинскую помощь в ГУЗ и МУЗ является нарушением Конституции РФ.
За чей счет (источники финансирования)? За счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. То есть граждане уплачивают налоги или взносы, и за счет этих средств получают бесплатную помощь. Таким образом, бесплатная помощь оплачена самими гражданами. При этом нельзя включать средства граждан в состав «других поступлений», указанных в конституционной норме, поскольку помощь оказывается «гражданам … бесплатно», - именно это правовая формула в данном случае, и нельзя оказывать "помощь гражданам бесплатно за счет граждан", хотя по сути это так, но только через бюджет или страховую систему (ОМС, например), но никакой прямой оплаты. Это – суть конституционного права. Утверждение обратного приводит к отсутствие конституционного права на бесплатную помощь и наличию второго платежа за помощь, которая и без того должна быть оказана.
Действие нормы. Является нормой прямого действия (ст. 15 Конституции РФ). Трактовки и применение не могут умалять данное право (ч.2 ст. 55 Конституции). Все законы и иные НПА, содержащие разрешение платных медицинских услуг, должны учитывать норму ч. 1 ст. Конституции РФ, исключающую ГУЗ и МУЗ из круга организаций, имеющих право на оказание платных медицинских услуг, учитывая, что ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011. фактически приравнял понятия медицинской помощи и медицинских услуг.
Вывод: взимание денег с граждан за медицинскую помощь (услуги) в ГУЗ и МУЗ является нарушением конституционных прав граждан и должно преследоваться по закону, как создание препятствий при оказании помощи и реализации прав вплоть до применения статей 125, 124, 293 УК РФ.
источник : www.facebook.com