с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

У пациента есть право на здоровье
18 Января 2012 г.

Основные положения Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» начали действовать с 1 января 2012 года. Новеллы этого документа направлены на создание новой правовой основы в отношениях врача и пациента. Каким образом и как скоро это отразится на качестве нашего лечения?

 

 

Убеждая общественность в необходимости принятия нового закона, представители Мин­здравсоцразвития неоднократно подчёркивали, что этот документ позволит качественно изменить всю систему отечественного здравооохранения. Например, ряд нововведений закона декларирует значительное расширение прав пациента. В первую очередь это касается больных орфанными (редкими) заболеваниями. Утверждённый Правительством перечень таких заболеваний должен появиться не позднее 1 июля 2012 года. Одновременно заработает и новая структура финансирования лекарственного обеспечения этих больных – и проблем с лекарствами и лечением станет значительно меньше.

Однако далеко не всегда федеральный Центр готов брать на себя финансовое обеспечение обозначенных в законе прав граждан. В некоторых случаях предоставление новых медицинских услуг (например, паллиативной помощи) оплачивается либо из средств самих граждан, либо из бюджетных ассигнований субъектов РФ – если, конечно, деньги на эти цели в региональных бюджетах найдутся.

Президент Лиги защитников пациентов Александр Савер­ский обращает внимание на то, что многие права пациентов, прописанные в законе, носят скорее декларативный характер. Он отмечает, что, несмотря на то что новый закон более чётко закрепляет за гражданами право на полностью бесплатное медицинское обслуживание в рамках программы государственных гарантий, в документе недостаточно говорится о качестве медицинской помощи, безопасности лечения и ответственности врача.

Что же имели в виду авторы закона, говоря о государственных гарантиях?

Новый закон предусматривает внедрение обязательных к исполнению порядков и стандартов оказания медицинской помощи, реформу медицинского образования и системы сертификации специалистов, новое регулирование сферы платных медицинских услуг. Стандарты будут обязательны к исполнению для всех медицинских учреждений, порядки – только для участвующих в программе госгарантий.

Эта процедура начала внедряться в лечебных учреждениях. Каждый больной, находящийся на стационарном лечении, должен подписать бумагу о том, что он согласен с назначенным ему лечением, которое производится согласно утверждённым Минздравсоцразвития стандартам. Этот процесс автор статьи наблюдал лично, когда оказался в травматологическом отделении одной из крупных столичных больниц. Большинство моих соседей по палате бумагу подписывали не глядя, когда же я поинтересовался, в чём, собственно, заключается назначенное лечение, то вызвал недовольство лечащего врача.

– А вам это надо? – раздражённо спросил он.

– Конечно надо, ведь, ставя свою подпись, я хотел бы знать, как вы намерены меня лечить.

– Если я начну вам объяснять, вы всё равно ничего не поймёте...

Всё это показалось достаточно странным. Мне, как пациенту, просто предлагали втёмную согласиться с тем, что врач лучше знает, как восстановить моё здоровье. В Минздравсоцразвития мне потом пояснили, что наличие универсальных порядков и стандартов лечения необходимо, чтобы жёстко контролировать государственные расходы на бесплатную медицину. Оказалось, что к качеству лечения стандарты имеют косвенное отношение. Качество лечения призвана улучшить новая система лицензирования (аккредитации) врачей, но она, согласно новому закону, будет внедрена не сразу.

В конечном счёте пациент выбирает даже не лечение, в котором он действительно может ничего не смыслить, а хорошего врача, который если не гарантирует положительного результата, то хотя бы несёт ответственность за свои действия. Однако сегодня при наличии претензий к качеству медицинской помощи гражданскую ответственность перед пациентами несут медицинские учреждения, а не работающие там врачи. Порядок этот был закреплён в старом законе.

– Сейчас лицензию получает медорганизация, а не врач, – отмечает вице-президент некоммерческого партнёрства «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник» Сергей Лазарев, – поэтому проверяют главным образом хозяйственную деятельность больницы или поликлиники – наличие помещения, техники и т.д. Качество работающих там врачей остаётся вне поля зрения проверяющих. Врач сейчас лишь аккредитован при медорганизации. Между тем лицензированию должна подлежать как раз профессиональная деятельность, а не законное владение площадью или оборудованием. За рубежом система лицензирования служит инструментом, надёжно защищающим как пациентов, так и врачей.

Следует сказать, что в новом законе чиновники Мин­здравсоцразвития предприняли важную попытку решить проблему врачебной лицензии. В документе декларировано введение новой системы аккредитации специалистов – получение индивидуальных допусков к определённым видам медицинской и фармацевтической деятельности. В перспективе, согласно планам Минздравсоцразвития, аккредитованные по новым правилам медработники смогут лично нести ответственность за результат своей работы – как и их коллеги в развитых странах. Но вот что настораживает – из-за низких зарплат в отрасли окончательное формирование системы аккредитации, связанное с повышением уровня требований к специалисту, включающее и финансовую ответственность в случае предоставления некачественных мед­услуг, отложено до… 2017 года. К этому времени, по предположению замминистра Минфина Вероники Скворцовой, выпускник медвуза сможет рассчитывать на зарплату в размере не менее 20 тысяч рублей. Ждать до 2017 года достаточно долго, а в качественной медицинской помощи заинтересованы уже сейчас не только пациенты, но и врачи.

По мнению специалистов, цель нового законодательства о здравоохранении – улучшение положения врачей, усиление их мотивации к качественному оказанию медицинской помощи.

Вместе с тем, пока нет чёткой ответственности за результаты лечения, нет и развития конкуренции в этой сфере. И всё же уже сегодня можно изменить ситуацию с качеством медицинского обслуживания.

                            

к слову

Системы здравоохранения в Германии и Израиле признаны одними из самых совершенных в мире. Они созданы с единственной и простой целью – осуществить право пациента на здоровье. И это своё право пациент может реализовать через врача. Для этого те, кто имеет лицензию, объединяются во врачебные коллегии. При каждой такой организации существуют комиссии по правам пациентов, внутри них действуют этические подкомиссии. Таким образом возникает взаимная ответственность врачей за результаты профессиональной деятельности. Пациент со страховой карточкой может выбрать одну врачебную коллегию, а может и другую. Выбор пациентом той или иной коллегии означает перечисление на её счёт страховых средств клиента. Часть этого дохода коллегии впоследствии обязаны передать медорганизации.Так что конкуренция между врачебными коллегиями жёсткая и к отбору своих членов там подходят серьёзно. Может ли это быть выходом для нашей страны? Почему бы и нет. Во всяком случае предложения о том, чтобы дать больше самостоятельности профобъединениям врачей, неоднократно звучали во время обсуждения законопроекта. К ним готовы вернуться представители врачебных союзов и сейчас. Готовы они разработать и соответствующие поправки в Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Только вот чиновники из министерства по-прежнему воспринимают такие предложения в штыки.

                                 

источник :  www.pnp.ru
вернуться в раздел новостей