Попадая в больницы, большинство россиян соблюдают предписания врачей и режим, установленный в медицинском учреждении. Но как быть, если при этом больные и навещающие их близкие люди испытывают откровенный дискомфорт?
Что делать, если родственники не могут навещать пациента в отведенное больницей время? Кому могут сообщить диагноз больного? Кому жаловаться при нарушении прав? На эти и другие вопросы «АиФ-НН» ответили специалисты.
Приходите завтра
Пожилой отец нижегородки Ольги Мироновой часто лежит в больницах. Время его стационарного лечения — всегда настоящее испытание для дочери. Всё дело — в режиме посещений больных, установленном в лечебных учреждениях. Других близких родственников у мужчины нет и навещать его больше некому, а старику хочется, чтобы дочь бывала у него каждый день. Неудобное время для визитов заставляет женщину постоянно отпрашиваться с работы, оставлять без должного внимания ребёнка-первоклассника.
«Отец последние пять лет лежит в одной и той же больнице, — рассказывает Ольга.- Раньше там можно было посещать больных по утрам. Я хоть как-то успевала приехать, опаздывая на работу. И вдруг утренние посещения отменили. Главный врач посчитала, что родственники мешают обходам лечащих докторов и медицинским манипуляциям. Но я не могу приезжать к отцу с четырёх до шести вечера, как предлагают. Мне тогда надо отпуск брать на время его очередной госпитализации. А на что я с ребёнком жить буду?»
Женщина спросила у медсестёр: к кому обратиться, чтобы ей разрешили приезжать в удобное время. Может ли лечащий врач разрешить охране на входе в больницу пропускать её по утрам или около 19 часов?
«Если люди приходят с просьбой посещать близких в больнице в удобном для себя режиме, мы стараемся найти компромисс, — говорит Вадим Клепцов, главврач Борской ЦРБ. — Конечно, родственник должен иметь веские причины, чтобы выстроить индивидуальный график посещений: человек вынужден отпрашиваться с работы или далёко живет и не успевает приехать в указанные часы. Главное — чтобы в удобное для посещений время больному не проводились медицинские манипуляции».
Голая правда
Приступ аппендицита застал жительницу Нижнего Новгорода Эллу Витовскую на работе. В больнице её стали срочно готовить к операции. Переодевшись в сорочку и халат, больная пришла в операционный блок. Медсестра велела полностью раздеться и лечь на операционный стол.
«Анестезиолог, хирург и медбрат — мужчины, — вспоминает Элла. — И вот лежу я абсолютно голая, а вокруг ходят незнакомцы и готовятся к операции. Я понимала: им не до моей наготы, но так дискомфортно было! В конце концов анестезиолог спросил, почему у меня такое напряжённое лицо и что меня смущает. Ответила: «Мне стыдно лежать голой!» Он попросил медсестру накрыть меня простынёй. А сразу этого сделать было нельзя?»
Операция прошла успешно, и девушку стали навещать родные. Иногда мимо посетителей, сидящих на лавочке в коридоре, из операционного блока везли едва прикрытых пациентов. Санитарок не заботило, что через весь коридор отделения они везут человека с обнажёнными ягодицами или грудью. Элла тут же задалась вопросом: а не прокатили ли и её в таком виде до палаты после операции? Это ж стыд какой!
«Как правило, пациенты находятся в реанимационных отделениях и операционных блоках без одежды, — объяснила Елена Селиванова, главный специалист областного «Центра медицинской инспекции». — Обязательных требований обеспечить их одноразовой одеждой не существует. В реанимации пациентам проводят интенсивное лечение, непрерывно наблюдают за состоянием систем и функций организма. Для этого нужен постоянный доступ к сосудам и приборам слежения за показателями жизнеобеспечения. Экстренный доступ к телу пациента может потребоваться и во время операции. Одежда может помешать в оказании помощи больному».
А вот соблюдать правила транспортировки пациентов внутри лечебного учреждения младший и средний медицинский персонал обязан. Существует даже специальный алгоритм, которому санитарок и медсестёр учат. Так, на всех этапах транспортировки надо непрерывно наблюдать за состоянием больного и обеспечивать его достойный вид. При этом пациента укрывают в зависимости от времени года и температуры в помещении (если прохладно или холодно — одеялом, если тепло — простынёй).
Хочу всё знать!
Кто же имеет право узнавать информацию о здоровье пациента? Во-первых, сам пациент, ответили «АиФ-НН» в министерстве здравоохранения Нижегородской области. Даже дети имеют право получить информацию о состоянии здоровья в доступной для них форме.
При неблагоприятном прогнозе развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме: гражданину или его супругу (супруге) или одному из близких родственников — при условии, что пациент не запретил этого делать. Когда человек не хочет знать свой диагноз, врач не должен сообщать ему против воли. Также пациент либо его законный представитель вправе знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на её основании консультации других специалистов.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: в целях лечения гражданина, который не способен выразить свою волю, при угрозе распространения инфекционных заболеваний, а также по запросу органов следствия, суда, прокуратуры, уголовно-исполнительной системы.
Приоткрывают завесу врачебной тайны при расследовании несчастного случая на производстве и лечении профессионального заболевания, при обмене информацией медицинскими организациями, для контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Я вам что-то должен?
Конечно, у пациентов есть не только права, но и обязанности. Федеральный закон установил, что в больнице гражданин обязан заботиться о здоровье, то есть соблюдать режим лечения и правила поведения в медицинском учреждении. Однако ответственности для пациентов за несоблюдение такого рода обязательств нет.
Если человек употребляет алкоголь или курит на территории больницы — это серьёзное правонарушение. Оно может повлечь административные наказания вплоть до выписки, но только с учётом состояния здоровья больного. Опять же федеральный закон № 323 не допускает отказа в медицинской помощи, если она объективно необходима.
Лечащий врач по согласованию с руководством больницы может отказаться от лечения пациента, например, когда человек не соблюдает назначенный режим лечения. Но это возможно, только если такое решение не будет угрожать жизни пациента и здоровью окружающих. В случае отказа одного лечащего врача от ведения больного руководство медицинского учреждения обязано назначить пациенту другого доктора.
Дайте жалобную книгу
Куда обратиться пациенту или его близким, если они сочли права больного нарушенными? Прежде всего — в администрацию конкретного лечебного учреждения, сообщили «АиФ-НН» в областном Центре медицинской инспекции. Если вопрос не удалось решить на этом уровне, вы вправе позвонить в областной минздрав или изложить туда проблему в письменном виде. Получив письменную жалобу, ведомство обязано потребовать объяснительную от руководства лечебного учреждения по факту обращения пациента и затем дать ответ заявителю.
Также пациент вправе обратиться с жалобой на больницу в страховую компанию, где оформил полис медстрахования, или в территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области. Правда, в последнем случае надо будет обязательно изложить претензии на бумаге.
источник : www.aif-nn.ru