ФЗ № 323 "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" можно назвать законом о самом главном - в нем прописаны права россиян по сохранению здоровья и жизни. Однако сразу несколько полезных статей закона годами бездействуют. Причина - к ним нет нормативных правовых актов.
Так, шесть лет назад 323-ФЗ узаконил экспертизу качества медпомощи вне ОМС. Но на деле проводить ее нельзя, поскольку нет о ней Положения.
С ноября 2015-го закон позволяет проводить независимую медэкспертизу. Она опять же не проводится, поскольку нет соответствующего Постановления Правительства РФ. И так далее...
А ведь в том же 323-м ФЗ есть статья 9, устанавливающая ответственность органов госвласти за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья - напоминает управляющий Центром медицинского права (ЦМП) Алексей Панов. Согласно закону "О Правительстве РФ", за обеспечение прав и свобод граждан отвечают Правительство и федеральные ведомства. А в Постановлении Правительства от 2012 года говорится об ответственности Минздрава за нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
И, наконец, согласно новенькому "Кодексу административного судопроизводства РФ", разрешать дела о защите нарушенных прав граждан (организаций) должны суды.
Но как на деле призвать к ответственности чиновников, по вине которых россияне не могут воспользоваться законными правами? И возможно ли через суд обязать госорган издать нормативно-правовой акт?
Вместе с управляющим ЦМП тему обсудили медицинские юристы Дмитрий Гаганов, Игорь Степанов и Игорь Васильев.
- Ответственность Правительства РФ и Минздрава в таких случаях конституционно-правовая, - считает старший юрисконсульт петербургского "ЮрБюро" Дмитрий Гаганов. - Правительство и его председатель отвечают перед президентом как перед гарантом Конституции. А министр, в свою очередь, несет ответственность перед председателем Правительства. Относительно непринятия подзаконных нормативно-правовых актов - должны быть или дорожная карта, или график принятия этих актов, где указан ответственный орган либо его подразделение. На основании этого должностное лицо, не выполнившее свои обязательства, можно привлечь к ответственности.
- Должностные лица в органах госвласти могут нести дисциплинарную ответственность за невыполнение графиков работы, недобросовестное выполнение своих обязанностей. Возможна и гражданско-правовая ответственность как органов госвласти, так и должностных лиц, - говорит председатель Ярославского областного общества больных рассеянным склерозом "Гефест" Игорь Степанов. - Дело в том, что действия или бездействие органов госвласти могут нарушать права и законные интересы конкретных граждан, пациентов. И если доказать причинно-следственную связь между действием, бездействием органа госвласти (должностного лица), который не выпустил акт или выпустил какой-то порочный документ - и это привело к последствиям, можно подать гражданско-правовой иск о возмещении вреда (в том числе и к органу госвласти). Закон это не запрещает.
С коллегами согласен доцент НГМУ, председатель Медико-правовой комиссии Новосибирского отделения Ассоциации юристов России Игорь Васильев:
- Вариант ответственности чиновников, безусловно, существует - прежде всего, в сфере трудового законодательства. Министр, который не исполняет законы, несет индивидуальную ответственность, и должен быть за это уволен. В случае, если неиздание нормативного акта привело к ущемлению прав и свобод человека и гражданина, такой гражданин вправе подать гражданский иск в суд и попытаться взыскать с государства в лице конкретного органа те убытки, ущерб, который он понес в связи с непринятием данного документа. Причем гражданский вариант, мне кажется, более целесообразен и приемлем, поскольку позволит истцу окупить свои расходы на понуждение госоргана к работе.
Медицинские юристы отметили, что к таким проблемам важно привлекать внимание – в том числе через широкое освещение, обсуждение в СМИ.
- Если проблема поднимется – она существует, если замалчивается – ее как бы и нет, - подчеркнул Степанов.
В завершение обсуждения управляющий ЦМП пообещал обратиться по проблеме непринятия подзаконных актов в Правительство РФ и Минздрав.
Наталия Гергерт
источник : pravo-med.ru