Парадокс: чем больше государство заботится о россиянах, тем активнее они загибаются.
«Легче снизить планку, чем объяснить населению, почему она не достигается», — так описал недавно последние инициативы Минздрава директор фонда мониторинга медицинских услуг «Здоровье» Эдуард Гаврилов. И, действительно, Polytika.ru не могла не обратить внимания на то, что вопреки всем заботам государства о здоровье россиян смертность в стране растет. Причем, создается впечатление, что столь активная забота приводит лишь к обратному результату.
Кажется, что последний скандал с «Боярышником» в Иркутской области, тому лишнее доказательство. Государство так заботится о том, чтобы граждане меньше пили, что в итоге заставляет пить их суррогат. В СМИ с удивлением отмечали, что большинство погибших от отравления, не спившиеся бомжи и алкоголики, а обычные работяги, которые при зарплате в 15 тысяч «гадость пьют из экономии». Причем, аналогичным образом ситуация складывается во многих регионах страны…
Реакция государства на историю с массовыми отравлениями была предсказуемо жесткой. Было не только подтверждено, что минимальные цены на алкоголь снижаться не будут, но Минфин уже заявил о намерении поднять минимальную розничную цену на пол-литра водки с нынешних 190 рублей до 205 рублей.
Но производители легального алкоголя отмечают, что этого недостаточно. Председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Добров и представитель Сибирской алкогольной группы уверяют, что оптимальный размер минимальной цены на бутылку водки в России должен быть в диапазоне от 230 до 240 рублей. «Реалии рынка сегодня таковы, что крупным игрокам продавать водку с ценой 205 рублей будет попросту нерентабельно», — отмечают в пресс-службе Сибирской алкогольной группы.
Кажется, очередной итог борьбы с пьянством предсказуем: игроки на рынке будут стремиться уйти в тень, потребители – массово потреблять суррогат. Официальная статистика потребления алкоголя будет падать, смертность от отравлений и наркомании расти.
Парадоксальным подтверждением тому является аналогичная ситуация на фронте борьбы с курением.
Данных за 2016 год пока нет, а сообщения годовой давности сообщают: «2015-й год показал очень негативную тенденцию к росту онкологических заболеваний в Российской Федерации». Всего за одиннадцать месяцев по данным Росстата смертность от рака возросла на 4,1 процент (в сравнении с 2014-м годом). В целом в стране возросло число раковых больных и на сегодняшний день смертность от онкологических заболеваний составляет 15,5 процентов.
А ведь как пропагандировали заботу государства о гражданах, когда 23 февраля 2013 года был принят закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». И, кажется, позитивный результат очевиден: по числу смертей от рака лёгкого Россия перебралась с жалкого 43-го места в мире в 2011 году – 25,0 умерших в расчёте на 100 тысяч жителей, на 29 место с 28,91 умерших в расчёте на 100 тысяч жителей уже через год после этого закона — в 2014 году. Но еще через год пошел откат и в 2015 году смертность увеличилась на 4,1%.
Но вместо изучения проблем чиновники бодро рапортуют о достижениях в борьбе с курением и планируют новые запретительные меры. Вот глава всех медиков России радостно сообщает: «Россияне стали меньше пить и курить в последние несколько лет». Об этом министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова рассказала на посвященной здоровью дискуссионной площадке съезда «Единой России». «Нам приятно сегодня доложить, что за последние несколько лет у нас в два с половиной раза меньше детей стало курить», — сказала она».
Ну, действительно, разве то, что растёт смертность от рака, в том числе и среди детей, это главное? Главное, что курить стали меньше! Вот, что по-настоящему приятно!
Пока озабоченность медиков вызвал лишь рост смертности от гриппа и острых респираторных заболеваний (ОРЗ).
В 2015 году от гриппа и острых респираторных заболеваний (ОРЗ), по данным Росстата, умерли 477 человек, а в 2016 году — 1079 человек: в 2,3 раза больше При этом на закупку противогриппозных вакцин государство в 2014 году потратило более 4 млрд рублей против 3,4 млрд в 2015 году. Не умея объяснить столь внезапного роста, Минздрав предлагает не делать поспешных выводов, почему выросла смертность при росте расходов на вакцинацию.
В целом, согласно данным Росстата, опубликованным 2 февраля, общая смертность населения в 2016 году снизилась по сравнению с 2015 годом незначительно: с 13,1 случая на 1 тыс. человек до 12,9 случая (всего умерло в 2015 году — 1,91 млн человек, в 2016 году — 1,89 млн). Минздрав, когда в 2014 году принимал программу «Развитие здравоохранения» был настроен оптимистичнее, предполагалось снизить смертность в 2016 году до 12,3 случая на 1 тыс. человек.
Справедливости ради надо отметить, что по некоторым болезням показатели смертности улучшились. Реже стали умирать от болезней органов дыхания, пищеварения, системы кровообращения, от новообразований и от внешних причин. Можно сказать, от тех причин, с которыми государство еще не стало рьяно бороться. Чаще в диагнозах смерти появлялись «некоторые инфекционные и паразитарные болезни» и «прочие болезни». В 2016 году от «прочих болезней» умерли 340,3 тыс. человек, а в 2015 — 318 тыс. По мнению президента «Лиги пациентов» Александра Саверского, в статью «прочие болезни» чиновники Минздрава могут включать часть смертных случаев от тех заболеваний, статистику по которым надо улучшить, например, болезни сердца, с которыми они активно борются.
Так или иначе, но результатом активной борьбы за здоровье стала корректировка показателей. Вот чиновники от медицины застенчиво сообщают: «Минздрав скорректировал ряд целевых показателей госпрограммы «Развитие здравоохранения». Основное беспокойство в экспертном сообществе вызвало увеличение (по сравнению с прогнозируемым ранее) показателя смертности и снижение продолжительности жизни к 2020 году по сравнению с ожидавшейся. Если раньше в документе было записано, что смертность должна снижаться с 12,3 случая на тысячу человек в 2016 году до 11,4 в 2020 году, то сейчас целевые показатели смертности в 2020 году изменены на 13 случаев на тысячу. А ожидаемую продолжительность жизни в 2020 году, считают в ведомстве, следует снизить с 74,3 до 74 лет».
Можно предположить, что нынешние инициативы чиновников достигли максимального эффекта и дальнейшие запреты теперь будут приносить лишь обратный эффект. Кажется, в программах надо что-то менять, но очевидно, что запрещать проще, чем разбираться в проблемах и искать новые пути.
Виталий Семенов
источник : polytika.ru