Опросы показывают, что большинство россиян не знают, как воспользоваться теми правами на получение качественной медпомощи, которые нам даёт государство.
Недовольный пациент
Как показал недавний опрос ВЦИОМ, здравоохранение вошло в тройку главных проблемных тем. И если в 2014 и 2015 гг. положение дел в этой сфере волновало только 6-7% опрошенных, то к концу 2016 г. число недовольных медициной выросло до 17%.
Действительно, проблем у нашего здравоохранения достаточно. Начиная от финансирования и заканчивая тем, кто и как нас лечит. Многие недовольны качеством медицины, введением платных услуг в поликлиниках, работой страховых медицинских компаний. Кому-то приходится часами сидеть в коридорах районных поликлиник, неделями ждать записи на приём к врачу-специалисту, добираться за сотню километров из деревни до роддома. Льготники не всегда вовремя получают положенные им лекарства, а бесплатного слухового аппарата некоторые ждут целый год.
Сколько ждать врача?
С 2015 г. Минздрав России принял модель пациент-ориентированной медицины, а правительство определило социальную направленность развития медицины и здравоохранения. Это значит, что сохранение здоровья каждого гражданина страны, выздоровление каждого пациента — в числе приоритетов. Введены обязательные сроки ожидания любых видов медпомощи — от визита участкового врача, времени прибытия «скорой» до оказания высокотехнологичных медицинских услуг. Определены льготы для тех, кто нуждается в особом подходе.
Однако государственный механизм управления системой здравоохранения сложен. «Большинство пациентов не знают о своих законных правах на получение медицинской помощи и лекарственного обеспечения на бесплатной основе, — отмечает Руслан Древаль, директор Центра социальной экономики. — Разобраться в хитросплетениях законов самостоятельно сложно». Согласно опросу ВЦИОМ, лишь 14% наших граждан хорошо знакомы с правами пациентов, а 63% имеют лишь общее представление о них.
Страховые компании, которые в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании» обязаны защищать права пациентов, а теперь и институт страховых поверенных, введённый с июля 2016 г., тоже далеко не всегда помогают с решением правовых вопросов.
Кому лекарства бесплатно?
88% нашего населения пользуются услугами по полису ОМС. Но, как показывают исследования, только 3% знают, какие права нам даёт этот полис. А ведь они гарантированы государством. Знают ли мамы, что их детям до 3 лет (в многодетных и малообеспеченных семьях — до 6 лет) должны давать лекарства бесплатно? А о том, что с ребёнком в возрасте до 4 лет, попавшим в больницу, весь срок пребывания в стационаре может находиться один из родителей или опекун? И что медицинское учреждение должно бесплатно обеспечить его спальным местом и питанием? А кому ещё и при каких заболеваниях также положены льготы на лекарства?
Эти и другие сведения нам необходимы, потому что иногда своё право на здоровье приходится отстаивать и защищать.
«От того, насколько население, а иногда и профессиональное сообщество знают свои права и обязанности, зависят качество, объём и эффективность системы здравоохранения, а также здоровье и качество жизни каждого гражданина страны», — считает Давид Мелик-Гусейнов, директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Москвы.
Ответы есть
Новый эксклюзивный справочник от «АиФ» «Ваши права» поможет разобраться в нюансах законодательства, которое регулирует получение гражданами медицинской и медикаментозной помощи, подскажет алгоритм действий в конкретных ситуациях.
Из нашего справочника вы узнаете: какие именно льготы вам положены по закону; как вернуть потраченные на лечение деньги; куда обращаться, если вы не можете получить положенного вам льготного лекарства или вам отказали в медицинской помощи; как поступить, если в государственной клинике требуют заплатить за дорогостоящие диагностические процедуры или анализы; как попасть на обследование или лечение в федеральный центр и многое другое.
источник : www.aif.ru