Всего через два года четверть больниц и поликлиник смогут дистанционно лечить пациентов. Что это – фантастика? Нет, всего лишь планы на будущее в «дорожной карте», созданной рабочей группой по вопросам развития Интернета при Администрации Президента.
Медицинские специалисты опасаются: телемедицина отвлечёт внимание организаторов здравоохранения от тех серьёзных проблем, которые и так не особенно решаются.
Спасти на расстоянии
«В неотложку постоянно звонят с вопросами: «Что делать?» Врач, зная пациента и имея его карту, даёт совет. В карте делается запись: «Консультация по телефону, тема, вопрос, ответ, результат через 30–40 минут, – рассказывает врач Андрей Звонков, не один год проработавший и на «скорой», и на неотложной помощи. – Вопросы бывают очень разные: «Можно ли загорать, если у меня зоб?», «Я ушибла руку, что можно приложить?», «Давление поднялось до таких-то цифр, какие препараты можно принять?». Иногда дистанционная консультация вполне оправданна – особенно при наблюдении за хроническим больным.
Значительную часть всех обращений больных можно решить по телефону или по скайпу. А если бы у хронического больного был аппарат для мониторинга, то врач следил бы за его состоянием с компьютера или смартфона», – замечает Андрей Звонков.
Российскими врачами и инженерами недавно изобретена кардиофлешка: аппарат подключается к смартфону или планшету и позволяет не только снять ЭКГ в домашних условиях, но и отправить её врачу-кардиологу и получить рекомендации доктора. Весит прибор около десяти граммов.
Конечно, право на дистанционную консультацию очень ценно: когда доктор знает своего пациента с хроническими заболеваниями, он может дать ему совет, не заставляя человека три часа ожидать приёма. Но если в посёлке закрыта последняя поликлиника, стоит ли рассчитывать на телемедицину как на спасение? Особенно в том её организационном варианте, который предлагают сегодня?
По «дорожной карте», разработанной специалистами Института развития Интернета, Фонда развития интернет-инициатив и Яндекса, можно понять: активное внедрение телемедицины действительно большей частью попытка «минимальными усилиями» исправить ошибки оптимизации. Благодаря телемедицинской помощи лечение станет доступным для 20% жителей отдалённых регионов России уже в 2018 году, надеются составители «дорожной карты».
Без закона
Сегодня «дорожная карта» по развитию телемедицины находится на согласовании в Минздраве. Законодательного акта о телемедицинской помощи ожидают уже в первом квартале 2017 года, а в третьем квартале наступающего года для телемедицинской помощи планируют разработать тарифы ОМС.
«На данный момент механизм оказания телемедицинских услуг законодательно практически не урегулирован. Несмотря на то, что ещё 27 августа 2001 года приказом Минздрава РФ утверждена Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации, нормативно-правовая база функционирования данных технологий не создана до сих пор. Есть лишь Модельный закон о телемедицинских услугах, принятый Межпарламентской ассамблеей стран – участниц СНГ», – комментирует адвокат Леонид Исаев.
Закона ещё нет. Пока не утвердят тарифы ОМС, новый вид медицинской помощи вряд ли заработает. А это значит, что первый этап «дорожной карты» – «всеобщая интернетизация» четверти российских лечебно-профилактических учреждений – должен быть пройден в рекордно короткие сроки. Кстати, допустимо ли ограничивать дистанционное лечение одним Интернетом?
Телемедицинский законопроект далеко не один. Первый, разработанный Минздравом, разрешает дистанционное общение и обмен медицинскими документами исключительно между врачами. Тот же консилиум, только в скайпе. А вот выписать пациенту рецепт по Интернету и тем более поставить диагноз министерство по-прежнему не рекомендует.
Второй законопроект, созданный Яндексом, ИРИ и ФРИИ, даёт врачам значительно больше возможностей. Его в Государственную думу внёс весной председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.
Дело техники
Внедрение телемедицины в том варианте, который рассматривают сегодня, усилит связь доступности медпомощи с возможностями кошелька пациента. Та же кардиофлешка стоит около 3 тысяч рублей, но и эту сумму могут позволить себе не все больные. Особенно тяжело тем, кто живёт в отдалённых районах, т. е. главные адресаты телемедицинского проекта.
Приобретение аппарата дистанционного контроля – половина вопроса. Но как быть пациенту в маленьком посёлке, если ни компьютера, ни смартфона у него нет? Или пожилому человеку, который плохо видит?
«В случае врачебных телемедицинских ошибок у медработников будет большой соблазн ссылаться на технические огрехи в интернет-передаче данных. Из-за сбоев Интернета якобы и был поставлен неправильный диагноз. Поэтому я бы рекомендовал пациентам после получения телемедицинских услуг обязательно обратиться в медицинское учреждение лично, дабы дистанционная диагностика была дополнена непосредственным осмотром лечащего врача, – советует адвокат Леонид Исаев. – К тому же, для постановки подавляющего большинства диагнозов необходимо сдавать анализы, что сделать с помощью телемедицинских технологий абсолютно невозможно. Следовательно, телемедицину надо рассматривать исключительно как вспомогательную технологическую функцию, но не как полноценную замену стандартным методам осмотра пациента с целью постановки верного диагноза».
А в это время даже в московских поликлиниках из-за дефицита кадров по вызовам ходят не врачи, а фельдшеры.
источник : www.aif.ru