с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

В России лучше не болеть
27 Февраля 2017 г.

В рейтинге эффективности систем здравоохранения, составленном Bloomberg, Россия оказалась на последнем месте. Polytika.ru попыталась разобраться почему от отечественного здравоохранения не в восторге ни западные эксперты, на сами россияне.

 

Вряд ли в ближайшее время ситуация улучшится: правительство уменьшает отчисления на здравоохранение, ежегодные расходы сокращаются. Наша медицина вступила в эпоху «великой оптимизации», когда койки оптимизируются, врачей сокращают. В результате — в 17,5 тысячах населенных пунктах на территории России вообще нет медицинской инфраструктуры. Директор ГБУ НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента департамента здравоохранения Москвы Давид Мелик-Гусейнов как-то заявил, что даже минимальные стандарты в сфере здравоохранения недофинансированы в 4,5 раза.

«Результаты, полученные РАНХиГС при опросе медиков, совпадают с итогом опроса, который мы проводили в конце 2016 года среди пациентов, — говорит президент «Лиги защитников пациентов» Александр Саверский. — Как и медики, 66% наших респондентов считают, что ситуация в здравоохранении за последние пять лет ухудшилась. Службу скорой помощи пациенты по десятибалльной шкале оценили в пять баллов, стационарную помощь — в четыре, амбулаторную — в три».

Охрану здоровья слили на рынок

Ситуация системно выглядит следующим образом: есть три подхода, три модели, которые паразитируют друг на друге. Не конкурируют, а паразитируют друг на друге. Государственная система здравоохранения полезла на поле платных услуг, лечит за деньги, что по Конституции недопустимо. Есть прямой запрет на взимание денег с граждан. Но, тем не менее, это происходит. Частники полезли в ОМС, созданную, как будто для финансирования государственных муниципальных учреждений. Но вдруг там оказывается частный капитал со своими интересами, совсем другой структурой и экономикой. Страховая компания у нас в ОМС страховой не является, потому что не несет страхового риска. Тариф ОМС уходит к кому-то на сторону, а платные услуги оказываются тем, кто уже за все заплатил. По факту, идет выдавливание людей из бесплатного сектора в платный. Рост платных услуг, по данным Счетной палаты, — 25% в год.

В организации здравоохранения есть ключевой вопрос, который определяет весь вектор развития системы. Этот вопрос звучит так: «Кто заплатит за больного?» И высшим этапом здесь является, когда государство берет на себя не просто функцию платить, но, чтобы не зависеть от каких-нибудь внешних структур, создает свою собственную систему здравоохранения.

И когда диктор по телевидению говорит: «Дорогие телезрители! Оленька А. тяжело больна, ее нужно отправить в Германию или в Израиль. Помогите» — это означает, что государство свои функции пытается подменить функциями каких-то социальных организаций, которые никогда не смогут выполнить государственной функции.

Таблетка включена в страховку

Перечень жизненно необходимых лекарств в стране платный. Государство, буквально, регулирует цены на жизнь. По опросам 80% людей считают, что лекарства недоступны. А они ведь в страховку включены.

Но страховые компании являются частными организациями и они заинтересованы в сокращении расходов на здравоохранение. Действия экспертов страховых компаний направлены против интересов пациентов, системы здравоохранения. Это одна из важнейших причин, почему всё разваливается. Дальше это, соответственно, разделение финансирования на бюджетное и ОМС. И до сих пор никто не понимает, сколько в здравоохранении денег потому, что одну услугу продают в несколько источников одновременно: в ВМП (высокотехнологичная медицинская помощь), ОМС, социальное страхование, инвалидность и реабилитация.

За ретивость можно и кресла главврача лишиться

Проблемой отечественной системы здравоохранения стало ошибочное представление правительства, что она — сфера услуг и рыночного регулирования. Примером тому конфликт вокруг 62 онкологической больницы.

Сначала осенью прошлого года был уволен главный врач больницы — одной из лучших в России. Департамент здравоохранения не продлил с ним контракт из-за того, что главврач не захотел менять статус автономного учреждения, которое дает намного больше свободы лечебному учреждению, на статус бюджетной организации, которая в значительной степени больше зависима от департамента здравоохранения.

В ответ главный врач больницы господин Махсон обвинил департамент здравоохранения, и конкретно господина Печатникова, вице-мэра Москвы, в том, что он своими решениями привел к тому, что цены на закупаемые онкологические лекарства, а это большие деньги, превышают в несколько раз те, по которым сама больница, будучи автономным учреждением, могла их покупать.

Сейчас идут проверки. Господин Махсон обратился даже в ФСБ.

Очевидно, что система госзакупок лекарств не урегулирована настолько, что чиновники умудряются покупать лекарства в несколько раз дороже, чем могло само учреждение. А ведь правительство покупает оптом для всего города, то есть цены наоборот должны быть значительно ниже, чем для одного медицинского учреждения. Другой пример этой системы, когда Смоленский онкологический диспансер, где также недавно уволили главврача, три года покупал лекарства за свой счет, рассчитывая, что ему вот-вот эти затраты компенсируют.

Три года онкодиспансер должен был как-то крутиться и зарабатывать, но в конечном итоге обанкротился — у него возник долг в 200 миллионов. И когда главврач сказал, что так дальше жить нельзя – его уволили.

Проверки Счетной палаты выявили, что ФОМС перестал покупать лекарства для пациентов вообще.

В стране смешали право и экономику, считает Александр Саверский, когда врач или чиновник могут нарушить права пациента только потому, что у них нет денег. У пациентов есть право — добиваться своей правоты.

Дмитрий Савин

 


источник :  polytika.ru

вернуться в раздел новостей