Чтобы прочесть ее мог любой покупатель, ФНС уже заказала разработку специального приложения для смартфоно.
Производителей и аптекарей обяжут записывать и хранить историю перемещения лекарств на RFID-метках, на которых также запишут всю информацию о производителе, сроке годности и другие данные о препарате. Федеральная налоговая служба (ФНС) уже заказала разработку приложения для смартфонов, которое позволит покупателям считывать эти данные.
Аптекари уже получили методические рекомендации по участию в эксперименте по маркировке лекарств RFID-метками. Там уточняется, что именно должно быть записано на RFID-метке: помимо данных о наименовании и производителе, еще там будет срок годности, и данные обо всех трансакциях (покупках, продажах, перемещениях) за пять лет.
В методичке сказано, что «полная прослеживаемость движения серии лекарственного препарата от производителя до конечного потребителя обеспечивается за счет внесения в информационную систему «Маркировка» соответствующей информации в форме электронных документов».
— Этот проект в первую очередь для потребителя. Чтобы он знал, что употребляет. Можно будет скачать бесплатную программу на смартфон. Подносишь аппарат к упаковке, и вся информация высвечивается. Кроме того, в аптеках будут стоять специальные считывающие аппараты, специально для тех, у кого нет нужной программы или смартфона, — рассказали в Росздравнадзоре.
Разработкой приложения занимается ФНС, где рассказали, что разместили на сайте госзакупок условия конкурса для разработчиков программ.
— В конкурсной документации содержится требование к разработке, название мобильного приложения не утверждено, а детали наполнения будут прорабатываться заказчиком и исполнителем закупаемых работ на этапе технического проектирования, — отметили в ФНС.
С 1 февраля этого года стартовал пилотный проект по маркировке лекарственных средств RFID-метками. Эксперимент продлится до 31 декабря 2017 года. В следующем году планируется сделать размещение на упаковках таких меток обязательным.
В пилотном проекте принимают участие 23 производителя лекарственных средств, четыре крупнейших фармацевтических дистрибьютора, свыше 30 медицинских организаций и более 250 организаций розничной торговли. Пилотный проект стартует в шести регионах: Москве и области, Санкт-Петербурге, Нижегородской, Новгородской и Белгородской областях.
Сам эксперимент, хоть официально и стартовал 1 февраля, фактически начнется только в июне. К этому времени промаркированные упаковки лекарств дойдут до прилавков.
Заместитель генерального директора аптек «Ригла» Вадим Горбунов отметил, что информации о стандартах считывающего аппарата для новых меток еще нет.
— Мы уже начали закупать сканеры, но не уверены, что это именно те, что нужны. Стандарт обещают разработать ближе к лету. Во всех аптечных пунктах аппараты должны стоять и на каждой кассе, и на выходе, — рассказал Горбунов.
В сети аптек «36,6» предположили, что аппарат для считывания информации о лекарствах может стоить до 10 тыс. рублей.
Данные о каждой упаковке будут храниться в единой информационной системе «Маркировка» в течение пяти лет. Дольше, как говорят эксперты, это не целесообразно, потому что за это время истекает срок годности большинства медикаментов.
— В среднем срок годности лекарственного средства длится три-четыре года. Это то время, в течение которого препарат сохраняет свою стабильность, активность и остается безвредным. После трех-четырех лет процент фармакологически активного вещества в препарате уменьшается в среднем больше чем на 10%. Поэтому его нельзя употреблять, — рассказала клинический фармаколог Юлия Филиппова.
Эксперты считают, что если затраты по нанесению меток лягут на производителей, это приведет к увеличению стоимости лекарств. Как ранее писали «Известия», подорожание может составить до 20% по отдельным позициям.
источник : izvestia.ru