Генеральному прокурору
Российской Федерации Ю.Я.Чайке
Уважаемый Юрий Яковлевич!
Приносим Вам глубочайшую благодарность за работу органов прокуратуры в сфере лекарственного обеспечения граждан. Благодаря оперативному решению вопросов, защите законных прав пациентов, борьбе с коррупцией в сфере медикосоциальной экспертизы, спасены десятки тысяч жизней граждан России, для которых восстановлены их законные права, в том числе на бесплатное получение лекарственных препаратов.
Тем не менее, многие люди не могут амбулаторно получить необходимые лекарства, потому что государство (Минздрав РФ, ФФОМС - письма прилагаются) считают, что только льготники или стационарные больные имеют на это право. Однако это не так.
Право на медицинскую помощь гражданам в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно согласно ст.41 Конституции РФ. При этом организация этой помощи регламентируется стандартами (ст. 37 ФЗ No 323). А стандарт медицинской̆ помощи включает в себя необходимые лекарственные препараты. Исходя из стандартов медицинской помощи, формируется страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования (п.4 ст.35 ФЗ No 326). Структура тарифа (ОМС) на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на приобретение лекарственных средств... (п.6 ст. 35 ФЗ No 326).
Медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность на основе порядков, а также стандартов медицинской помощи (ст. 79 ФЗ No323).
Таким образом, все лекарства, входящие в стандарты, включая и амбулаторные (первичной медико-санитарной) помощи, гражданин вправе получить бесплатно, и они уже входят в ОМС, а за пределами стандарта у него есть право на получение лекарства бесплатно по решению врачебной комиссии (ч.5 ст. 37 ФЗ No323).
Эта правовая конструкция является безупречной и надёжно защищает права пациентов, а в случае создания условий, препятствующих получение бесплатных лекарств последними, нарушается стандарт, и, следовательно, нарушается конституционное право на бесплатную медицинскую помощь.
Правоприменители – Минздрав РФ и ФФОМС, ТФОМСы - на свое усмотрение применяют законодательные нормы в сфере лекарственного обеспечения. Их позиция отражает только часть действующих законов, касающихся льготников, а, как известно, нормы, дающие право, не исключают друг друга, а дополняют.
Вероятно, что нарушают закон именно ТФОМСы, которые не включают в тарифные соглашения лекарства (в качестве примера направляем письмо ФФОМС по Смоленскому онкодиспансеру, бывший главный врач которого обратился в «Лигу пациентов» с жалобой, что политика ТФОМС с лекарственным обеспечением довела онкодиспансер до банкротства).
При этом ссылки на то, что в государстве нет на это денег, имеют неправовую природу, но есть серьезные экономические доводы в пользу того, что экономический эффект от бесплатных лекарств существенно больше, чем расходы. Так, вовремя данное амбулаторное лекарство, например, для профилактики инсульта у человека с гипертонической болезнью, экономит расходы государства на скорую помощь, на стационар, на больничные листы, на возможную инвалидность (пенсии, реабилитация, лекарства, уход) и при этом увеличивает количество трудодней, то есть дает очевидный прирост экономике. Заметим, что только такой подход способен сократить смертность среди населения. В связи с этим Правительству РФ неоднократно предлагалось осуществить бюджетный разворот, то есть научиться считать в пилотных проектах указанные экономические эффекты и перенаправлять их снова на лекарственное обеспечение граждан.
Эксперты небезосновательно считают, что каждый рубль, вложенный в профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, дает 7 рублей дополнительного дохода, а рубль, вложенный в раннее выявление болезней опорно-двигательного аппарата, дает 3,5 рубля[1].
Эти данные являются общеизвестными в международной практике и, в частности, поэтому зарубежные системы здравоохранения являются более эффективными, потому что жизненно важные и необходимые лекарства обеспечиваются государством бесплатно. Этот подход был поддержан Общественным советом Минздрава РФ и Экспертным советом при Правительстве РФ на совместном заседании два года назад.
Одновременно, просим Вас обратить внимание, что нередко во время судебного разбирательства пациент умирает, оставленный без лекарств местными властями, после чего уже суд выносит окончательное решение о том, что его право на лекарство было нарушено (например, Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 19.03.2015 по делу N 33-4017/2015). Таким образом, усматривается состав преступления по ст. 293 УК РФ, когда бездействие должностного лица приводит к смерти человека или, как минимум, грубо нарушает его права, даже если не влечет за собой причинно-следственной связи в виде причинения вреда здоровью или жизни.
Мы полагаем, что возбуждение уголовных дел в подобных случаях может существенно изменить ситуацию в сфере лекарственного обеспечения граждан.
На основании изложенного просим провести проверку нарушения прав граждан на бесплатное лекарственное обеспечение и принять меры прокурорского реагирования.
С уважением,
Председатель Комиссии Общественной палаты
Российской Федерации по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан
В.А.Слепак
Президент Общероссийской общественной организации
"Лига защитников пациентов", эксперт РАН
А.В.Саверский