— Владимир Леонидович, часто мы слышим, что кого‑то из наших знакомых лечили неправильно. А что вообще понимают под качественным оказанием медпомощи?
— Медицина не отнесена к точным наукам, и оказание медицинской помощи всегда сопряжено с определённым риском. Врачебные ошибки, увы, были, есть и будут. Но в то же время существуют разработанные Минздравом порядки, стандарты и клинические протоколы, призванные минимизировать риски и защитить пациента от врачебных ошибок. В частности, стандарты определяют, какие препараты и с какой кратностью назначают больному, какова усреднённая частота предоставления диагностических и медицинских услуг. И если возникает вопрос, правильно ли выполнял свою работу врач, проверяющая инстанция в первую очередь ориентируется на стандарты.
— Как именно контролируют работу врачей?
— Контроль осуществляют не за врачом, а за оказанием медицинской помощи. И контроль этот носит многоэтапный характер. Первый его уровень – внутренний контроль – проводит сама поликлиника или больница. Второй этап – ведомственный – в компетенции областного департамента здравоохранения и социальной защиты населения. Следующий этап – государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности – возложен на Росздравнадзор.
Существует также и судебная медэкспертиза. Как правило, она работает по представлению органов следствия, дознания, суда.
— Куда обращаться пациенту, у которого возникли сомнения или претензии к врачу или медучреждению?
— С жалобами нужно обращаться в ту медицинскую организацию, которая оказывала вам помощь. Обращение необходимо подавать в письменном виде, зарегистрировав его в установленном порядке. Можно пожаловаться и в свою страховую компанию: именно страховщик обязан отстаивать интересы застрахованного. В особо серьёзных случаях следует обращаться в департамент здравоохранения либо в наше ведомство с обжалованием решения клиники. Проще говоря, если ответ первой инстанции вас не убедил, есть смысл сообщить об этом в вышестоящий орган.
— На что чаще всего жалуются белгородцы?
— Люди часто считают, что врачи недооценили тяжесть состояния пациента, своевременно не определили больного на лечение в стационар. Нередко заявители отмечают, что пациент нуждался в консультации врача узкого профиля или в дополнительных лабораторных исследованиях, но ему в этом отказали. Порой поступают жалобы на грубость врачей, что тоже не добавляет доверия к медицине. Если вас это утешит, контрольно-надзорные инстанции в курсе этих проблем.
За помощью можно обращаться по телефонам: Управление Росздравнадзора (4722) 31–05–11, страховая компания (4722) 32–81–24, департамент здравоохранения (4722) 23–56–31