Почему и.о. главврача городской больницы Андрей Мальков не хочет рассказывать о том, как распределяются направления на МРТ и КТ? Сколько талонов получают, например, амбулаторные больные (через поликлинику), сколько — онкологические, сколько — люди, находящиеся на лечении в стационаре? Эти вопросы пришлось задавать дважды. И оба раза Андрей Николаевич их, можно сказать, проигнорировал. Впрочем, по логике новоиспеченного руководителя больницы к категории врачебной тайны можно отнести не только это...
Чем оборачиваются очереди на КТ, постоянные «сдвижки» прохождения тех или иных диагностических процедур сегодня рассказывает 67-летняя Татьяна Дмитриевна* и другие горожане. Главная героиня этого материала попросила только об одном — изменить ее имя: не хочет, чтобы о ее проблемах и болезни судачили.
МРТ за семью печатями
Очередь на томограф – месяц, причины проволочек – врачебная тайна
Татьяна Дмитриевна* знает, как дорого может обойтись отсрочка прохождения магнитно-резонансной или компьютерной томографии. Ее в больнице «кормили завтраками» с января по декабрь 2015-го. И даже потом, когда в январе 2016 года – после жалобы главврачу Юрию Гончарову – женщину направили (видимо, вне очереди) на КТ, по результату не смогли установить диагноз. А он оказался жутким…
В краснотурьинской городской больнице, сообщил и.о. главного врача Андрей Мальков, функционируют два компьютерных и один магнитно-резонансный томограф. Все аппараты – в рабочем состоянии. Приоритетными пациентами, направляемыми на МРТ и КТ, являются люди, проходящие лечение в стационаре. Запись остальных – по направлению лечащего врача. По словам Малькова, очередность на проведение МРТ составляет до одного месяца, КТ – до одной недели, согласно территориальной программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области. Эта программа была утверждена правительством Свердловской области 29 декабря прошлого года – на 2017-й и плановый период 2018-2019 годов.
Ежемесячно в краснотурьинской больнице на платной основе проводится около 83-85 МРТ и около 10-15 КТ. Актуальную стоимость этих услуг Андрей Мальков не озвучивает, ссылаясь на прейскурант цен, размещенный на сайте больницы. Согласно этому документу, исследование МРТ может стоить от 2 258 до 6 372 рублей, КТ – от 1 600 (без введения контрастного вещества) до 3 870. В зависимости от вида исследования. Маленькая поправка – прейскурант этот утвержден 5 ноября 2014 года.
Прейскурант цен на платные услуги - это документ на 30 страниц. Платным может быть практически все. Например, взятие крови из пальца - 72 рубля, УЗИ почек - 350, проведение профилактических прививок - 39 рублей за одну инъекцию (без стоимости лекарства)...
За деньги – быстро
Опытом записи на МРТ недавно поделилась жительница Краснотурьинска Юлия. Она записалась на обследование за полтора месяца. Процедура была назначена на 3 марта – в 12.30. «Я пришла к назначенному времени, но, как оказалось, впереди было еще четыре человека, которые тоже ждали свою очередь, – рассказывает она. – Двое из них – по бесплатным направлениям: на 11.30 и 12.00. Но нас не приняли, пропустив вперед двоих «платников», объяснив, что это экстренный случай». Женщина считает, что экстренный – это когда из больницы или по «Скорой» привезли человека на срочное обследование, а не когда «заплати и иди без очереди».
В итоге время приема сдвинулось на два часа, но Юлия на смогла ждать – на работе отпросилась только на час, плюс боли в спине не позволяют долго сидеть/стоять.
– Переписать меня отказались, принять по времени тоже, – говорит она. – А на 20 марта была назначена консультация в институте травматологии в Екатеринбурге. Без МРТ я поехать не смогла, пришлось и этот прием откладывать…
Об этой ситуации горожанка рассказала и.о. главврача Андрею Малькову, но «он только руками разводит – помочь ничем не может». Что в результате? В Екатеринбург Юлия поедет только 24 апреля и – только с рентгеновскими снимками колена. Если делать МРТ платно, это 2 300 рублей. «У меня нет такой возможности, – объясняет женщина. – Из-за болезни я не могу трудоустроиться официально, инвалидность не установлена – денег в обрез…"
В октябре 2016-го журналисты «ВК» проводили большое анкетирование по поводу диагностики, лечения и обеспечения лекарствами онкобольных. Участие в этом исследовании приняло более 200 жителей Карпинска, Серова, Североуральска и Краснотурьинска. Из 76 краснотурьинских опрошенных абсолютное большинство негативно оценили уровень и качество диагностики.
В анкете было несколько больших разделов - от достаточно общих вопросов до блоков, где люди могли поделиться личным опытом прохождения обследования в краснотурьинской больнице.
Вот лишь несколько цифр. Они весьма показательны
Уровень диагностики
Очень плохо – 51,3% (39 человек)
Плохо – 17,1% (13 человек)
На «троечку» – 21,1% (16 человек)
Хорошо – 6,6% (5 человек)
Отлично – 3,9% (3 человека)
Пара слов о диспансеризации
61,8% (47 человек) считают, что диспансеризацию как метод ранней диагностики, в частности онкологии, рассматривать нельзя – ее проводят, скорее, для «галочки».
30,3% (23 человека) относятся к диспансеризации как к лотерее – повезет/не повезет выявить серьезное заболевание.
40,8% (31 человек) отметили, что онкология у их близких была диагностирована на четвертой/терминальной стадии.
Люди обозначили "болевые" точки
И на вопрос – Бывали ли случаи, когда результаты проведенных в Краснотурьинске обследований (МРТ, КТ, УЗИ и т.д.) оказывались некачественными/неинформативными и приходилось заново обследоваться в больницах других городов? – из 76 опрошенных 48 ответили: «Да». При этом и.о. главврача горбольницы Андрей Мальков настаивает: «Жалоб от пациентов на некачественное/неинформативное описание/заключение МРТ или КТ не поступало».
Хорошо. В таком случае давайте рассматривать историю Татьяны Дмитриевны как публичную жалобу. В 1994 году она перенесла операцию по поводу рака молочной железы, после лечения находилась в устойчивой ремиссии. Но зимой 2015 года у 67-летней женщины появился повод для беспокойства – на послеоперационном рубце возникла ранка.
«Мы, онкобольные люди, стараемся очень следить за своим самочувствием, – говорит пенсионерка. – Поэтому, естественно, я пошла к врачу».
С января женщина начала ходить к онкологу Бенджамину Ананду, но то талонов на УЗИ нет, то еще какие-то сложности с проведением диагностических обследований. В один из весенних визитов доктор взял соскоб с ранки на шве – все чисто, ничего не нашли.
"Но я-то чувствую, что неладное что-то, – рассказывает Татьяна Дмитриевна, – мне неспокойно. Правда, помыслить не могла, что к пациентам могут просто невнимательно относиться. Это потом уже увидела в своей карте, что некоторые мои визиты Бенджамин Ананд даже не фиксировал…"
В ноябре 2015-го женщина решила обратиться к заведующему онкоотделением Андрею Молоствову. Если оставить за скобками «неласковый» прием – дескать, у кого наблюдались, к тому и идите, можно сказать, что Молоствов среагировал – пациентке была назначена биопсия. Через месяц. Буквально на 30 декабря. Татьяна Дмитриевна пришла в этот день и – процедуру перенесли на «после праздников». В январе 2016-го вместо того, чтобы взять биопсию, назначили КТ – на 3 февраля.
Тут я устроила скандал, – говорит пациентка. – Написала жалобу на имя Гончарова (экс-главврач больницы – прим. ред.). Ответа, конечно, не получила, но вскоре мне позвонили – приходите, вопрос порешали, КТ сделают побыстрее.
Заключение краснотурьинских специалистов обнадеживало: все нормально, ранка – это просто старый ожог, от облучения, ничего страшного. «Но я-то по себе чувствую! – вспоминает женщина. – Настояла на том, чтобы меня направили в областной онкодиспансер. Это, кстати, непросто – получить направление”. 3 февраля – в день, когда, не решись Татьяна на конфликт, в Краснотурьинске она только попала бы на КТ, – был назначен прием в Екатеринбурге. Возле кабинета, где вывешивают список с фамилиями записанных на конкретную дату пациентов, напротив фамилии Татьяны Дмитриевны была приписка – по просьбе пациента. Снимки, привезенные из Краснотурьинска, областные врачи прочитали, но вердикт был совершенно иным – рецидив опухоли с обрастанием и деструкцией ребра.
"Это был шок, – плачет пенсионерка. – Спустя столько лет после операции и, главное, год, понимаете, год потерян. И здесь, дома, даже имея результаты КТ, мне не установили диагноз. А если бы я поверила нашему заключению? Сколько времени еще потеряла бы?"
С февраля 2016-го женщина лечится в Екатеринбурге – прошла уже восемь курсов химиотерапии в областном онкодиспансере. В конце ноября прошлого года ей назначили лечение по месту жительства – гормонотерапия и капельницы (золендроновая кислота, раз в месяц). Правда, в декабре, чтобы получить назначенное Екатеринбургом лечение, Татьяне Дмитриевне пришлось писать… заявление на имя Юрия Гончарова. Так совпало, что этот документ датирован 12 декабря – в день Конституции России, которая пока еще гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Бесплатную. Статья 41.
Вот то самое заявление
Андрей Мальков эту историю, естественно, не комментирует – врачебная тайна, мол. Хотя сама Татьяна Дмитриевна не то что поделилась, даже свою медицинскую карту и заключения врачей областного онкодиспансера предоставила в подтверждение своих слов. Непосредственно с врачами в Краснотурьинске журналистам общаться вроде бы как нельзя – по неофициальной информации, существует негласное распоряжение о том, что комментарии предоставляются только с разрешения руководства больницы. Или руководством. Причины проволочек и совершенно нелепых (как иначе назвать, если пациент пишет заявление главврачу с просьбой предоставить ему лечение?) проблем в конкретной ситуации, по логике Андрея Николаевича, тоже являются тайной. Не единственной, впрочем...
Также не удалось получить информацию о том, как распределяются направления на МРТ и КТ среди пациентов: сколько талонов получают амбулаторные больные (поликлиника), сколько – стационар и, в частности, сколько – онкоотделение. Запросы на получение этой информации пришлось отправлять дважды, и оба раза – ответа нет. Почему важны эти цифры? Потому что их можно сравнить с количеством обследований МРТ и КТ, которые делаются за деньги. Что это даст? Как минимум, понимание – какие пациенты приоритетнее.
Считаем по среднему
Ежемесячно на процедурах МРТ (за исходные берем 85 процедур и среднюю между минимальной и максимальной стоимостями цену - 4 315 рублей) больница может зарабатывать около 366 775 рублей.
КТ приносит, конечно, меньше (15 процедур умножаем на среднюю цену - 2 735 рублей) - примерно 41 025 рублей.
Если учесть, что обычно МРТ длится около 30-40 минут (если, конечно, речь идет не о какой-то сложной ситуации, когда могут понадобиться часы), а кабинет МРТ работает с 9.00 до 16.00, теоретически ежедневно здесь могут принимать 10-12 пациентов. Треть из них - скорее всего, "платники" (83-85 платных МРТ в месяц делим на среднее количество рабочих смен - 21 - получаем четырех пациентов).
Поэтому и важно понимать, сколько бесплатных направлений выдается ежемесячно на такие процедуры, как МРТ и КТ. Возможно, прокуратура поможет выяснить?
Нет диагностики - нет лечения?
Недооценивать значимость диагностики - своевременной, с правильными выводами и безошибочной постановкой диагноза - нельзя. Для тех, кто считает, что "и так сойдет" - всего лишь пара мнений из октябрьской анкеты.
"Две недели моему брату ставили сосудорасширяющие, потом решили взять пункцию, разрезали шею, кровь не могли остановить 30 минут. Затем наорали на нас, что мы их не предупредили, что у него свертываемость плохая (раньше нормальная была всегда). Причем у брата температура - под 40. Перед операцией не сделали анализ на свертываемость.
Пункцию взять у них не получилось и они сказали: если хотите, едьте в Екатеринбург, мы не знаем, что с ним.
В Екатеринбурге как увидели его перевязанную шею, сразу спросили - откуда такие красивые приехали? Как только услышали, что из Краснотурьинска, рукой махнули: "Понятно". Анализы, которые здесь делали, даже смотреть не стали. А к вечеру уже сказали точный диагноз - рак головного мозга четвертой стадии.
Брат три месяца до этого ходил по нашим больницам (головная боль), от него отмахивались - молодежь, работать не хотите, все бы вам на больничном сидеть. Сдавал платные анализы, по анализам - хоть в космос... В итоге пока на работе не потерял сознание, в больницу не положили".
"Моего отца лор лечил полгода от грибка гортани, когда мы сами уже поняли, что это не грибок. Несколько раз он тут сдавал биопсию. И несколько раз -вместо того, чтобы отправить его в Екатеринбург - у него брали этот анализ и... снова пересдавать надо. Три раза он его пересдавал, потому что как-то они, анализы, не успевали дойти, портились (ну объяснение было такое). Пока моя мама не пришла и скандал не устроила, папу в Екатеринбург так и не отправляли. Вот там как раз сдал анализы и выявили онкологию..."
"Конкретно 2010 год: в июне проходили ФГС - диагноз: рака нет, в августе проходили ФГС - диагноз: рака нет. Конец августа - сходили на платную диагностику в "Добрый доктор" - диагноз: 98%, что рак желудка. Легли в онкодиспансер, 21 сентября делали ФГС - 100% рак желудка и пищевода. 21 октября мама умерла".
Наталья Калинина
источник : krasnoturinsk.info