Система страхования личной ответственности врачей перед пациентами заработает в России с 2017 года, объявила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. На выплату страховок потребуется 20 млрд рублей в год, оценивают в ведомстве. При выплате максимальной компенсации этого хватит на 10 тыс. случаев.
Старт программы лицензирования врачей в России со страхованием их персональной ответственности запланирован на 2017 год, сообщила в четверг министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова.
Система выдачи лицензий будет ориентирована на выпускников медицинских институтов, поступивших в вузы в 2012 году. С этой даты введены новые образовательные стандарты для медицинских образовательных учреждений: студенты последних курсов будут направляться на работу в больницы и поликлиники в качестве медсестер и медбратьев с целью приобретения практических навыков и определения специализации.
«Это тысячи врачей», — подчеркнула глава Минздравсоцразвития.
По словам Голиковой, выпускники 2017 года будут получать лицензии сразу. Уже работающие врачи — в течение переходного периода, пояснила министр, не назвав его сроков.
За выдачу врачебных лицензий на первом этапе работы системы будут отвечать госструктуры сферы здравоохранения с привлечением профессиональных сообществ. Процесс может быть аналогичен практике аттестации врачей, которая применяется в России сейчас.
По словам министра, получение лицензии будет предполагать страхование профессиональной ответственности врача. По расчетам ведомства, на выплату страховых возмещений потребуется 20 млрд рублей в год. Основные расходы предусмотрены по направлениям травматологии, анестезиологии и реанимации. Сумму страховки Голикова не назвала.
Новый порядок будет зафиксирован в проекте закона
Законопроект прошел два согласования, сообщила глава Минздравсоцразвития, заметив, что проект вписывается в систему обязательного медицинского страхования.
Ранее ведомство рассчитывало закончить лицензирование в 2014—2015 годах.
Сейчас в здравоохранении действуют механизмы лицензирования медицинских учреждений, а не врачей, а также аттестация докторов.
Участники рынка затруднились оценить эффективность новой системы, так как ситуация с нормативными документами остается непрозрачной.
Это решение, которого долго ждали, оно может изменить ситуацию в отрасли, говорит врач московской клиники.
«Но неясно, как будут взаимодействовать механизм ответственности медучреждений и страхование ответственности врачей. На каком основании врач получит лицензию?» — недоумевает президент Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский.
Другая проблема, по словам Саверского, связана с суммой страхового покрытия. Сейчас проект закона о страховании ответственности медучреждений перед пациентами предусматривает выплату 2 млн рублей в случае смерти пациента и от 500 тыс. до 1,5 млн рублей в случае инвалидности разных групп.
Сумма отчислений медучреждения на страховку составляет 2% дохода медучреждения, а общий размер собранных страховых премий составит почти 27 млрд рублей.
По данным Федерального фонда обязательного медицинского страхования, ежегодно судебным решением заканчивается не более 400 судебных разбирательств, из которых пациенты выигрывают две трети.
«Стоит задуматься об эффективном использовании этих сумм, например, расширив перечень страховых случаев. С другой стороны, следует учитывать, что количество обращений в суды сегодня неадекватно мало по сравнению с числом реальных конфликтов», — подчеркивает Саверский.
По его оценкам, 20 млрд рублей, заявленные Миндзравсоцразвития, при выплате максимальной компенсации по персональной ответственности врача хватит на 10 тысяч случаев.
Механизм лишения права доктора на работу есть и сейчас: в случае признания вины врача в судебном порядке его лишают диплома, говорит реаниматолог ЦИТО Дмитрий Вайнштейн.
Другая проблема — четкие критерии медицинской ошибки, указывают врачи.
«В реаниматологии и травматологии врачи действуют в условиях конкретной ситуации и показаний пациента, не прогнозируя развитие событий, на это нет времени. Порядок действий для реаниматологов есть, но не во всех регионах, а там, где он есть, его не обязательно соблюдают», — говорит один из московских врачей на условиях анонимности.
источник : www.gazeta.ru