Ярославской области десятки детей отстранены от занятий в школах и посещения детского сада из-за отказа родителей сделать им прививки. Одна из матерей была подвергнута административному преследованию за то, что привела дочь учиться, несмотря на запрет педагогов.
По российскому законодательству вакцинация — право гражданина, а не обязанность. Ярославские власти формально с этим не спорят, однако угрозами вынуждают родителей согласиться на вакцинацию детей от полиомиелита. Если этого сделать не удается, в ход идет запрет на посещение учебных заведений. Более того, сейчас в регионе создается прецедент, который может позволить наказывать за это денежными штрафами и даже изъятием детей из семьи.
Преследования родителей из-за отказа от прививок
В сентябре 2016 года дочь жительницы города Данилов Ярославской области Наталии Юдиной пошла в первый класс. Спустя примерно месяц директор школы сообщила Наталии, что в скором времени начнется ревакцинация школьников от полиомиелита и, так как ее ребенок не привит, посещение школы для нее представляет опасность. Для ревакцинации используется оральная полиовакцина (ОПВ) с активным вирусом. Привитые таким способом дети на 60 дней становятся потенциальными разносчиками вируса, поэтому непривитых рекомендуется держать от них подальше или, как говорится в санитарных правилах, «разобщить». Четких рекомендаций по поводу того, как должно проходить разобщение, в нормативных актах нет. Ярославские чиновники рассудили, что могут отстранять детей от обучения в школах и пребывания в детсадах.
Используя эту трактовку законодательства, директор даниловской школы № 12 предложила Наталии Юдиной перевести дочь на альтернативный метод обучения, поскольку в школу ее ни под каким предлогом не пустят. Выбор встал между переводом в другую школу, семейным или домашним обучением. Первый вариант не подходил, ведь никто не мог гарантировать, что и там не начнется вакцинация. Семейное обучение предполагает самостоятельное освоение учебной программы под руководством родителей. Критически оценив свои педагогические способности, Наталья отвергла и этот вариант. В итоге дала согласие на домашнее обучение, при котором учителя сами должны приходить к ребенку, но и после этого проблемы не закончились. Чтобы воспользоваться предоставленной работниками образования возможностью, нужна была справка о наличии медицинских показаний к этому. В поликлинике такую справку дать отказались, но после обращения в прокуратуру все-таки выдали.
«С 1 ноября по 30 января мы сидели на домашнем обучении, — рассказывает Наталия. — Нам было предоставлено восемь часов в неделю, хотя в школе дети занимаются по 20 часов в неделю. Кроме того, ребенок был лишен общения с учениками, возможности участвовать в конкурсах, олимпиадах и ходить в кружки. Это меня не устраивало. Кроме того, ко мне попало письмо Роспотребнадзора, где объяснялось, что для разобщения привитых и непривитых детей достаточно рассадить их за разные парты, провести разъяснительные беседы и усилить дезинфекцию. Я предъявила это письмо руководству школы и продлевать домашнее обучение отказалась. Подкрепила свой отказ заявлением, что беру ответственность за риск заражения на себя. 31 января привела ребенка в школу. Директор в ответ пожаловалась на меня в комиссию по делам несовершеннолетних».
В итоге 14 февраля Наталия Юдина была привлечена к административной ответственности — она получила предупреждение. По мнению Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), правонарушительница создала угрозу жизни и здоровью ребенка, тем что привела дочь в школу, где якобы «гуляет» полиомиелит и отказалась от альтернативных форм обучения. 16 марта женщине удалось обжаловать это решение в Даниловском районном суде, но Комиссия подала апелляционную жалобу в Ярославский областной суд, которая еще не рассмотрена.
История Наталии Юдиной — пока первый известный случай административного преследования родителей из-за отказа от прививок. Сотни семей в регионе следят за этим делом, поскольку боятся оказаться в аналогичной ситуации. Если КДН добьется успеха, то будет создан прецедент, который в дальнейшем грозит противникам вакцинации штрафами от ста тысяч до полумиллиона рублей, а неоднократное неисполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению детей может стать поводом для лишения родительских прав.
Скайп вместо уроков
По данным общественной организации «Здоровое детство», с 10 марта 10 учеников одной из школ Ярославля сидят дома, потому что их родителей угрозами заставили согласиться на семейное обучение, а в деревенской школе под Угличем из-за одного привитого школьника четверым непривитым запрещено ходить на уроки.
В поселке Кузнечиха под Ярославлем дочь Любови Матвеевой второй год не посещает школу, поскольку там постоянно кому-то капают оральную полиовакцину.
«В прошлом году, когда моя дочь должна была пойти в первый класс, я согласилась на семейную форму обучения, в результате ребенок плохо прошел аттестацию. Нужно хоть какой-то педагогический опыт иметь, чтобы правильно преподнести материал, а у меня его нет. Я попыталась добиться возможности для дочери посещать школу. Обращения в прокуратуру положительных результатов не дали. Три суда проиграли. По решению последнего, директора школы обязали предоставить способ обучения путем разобщения, в виде дистанционного образования посредством видеосвязи Skype. Но мы отказались от этого и имеем на это право, мы учли мнение дочки, ее психологические особенности. Такой способ для нашего ребенка не подходит, да и на каждый урок отводится всего по 10 минут. Интересно что за это время можно усвоить? В итоге ребенок не учится весь учебный год», — рассказала Любовь Матвеева.
С серьезными проблемами столкнулась мать семерых детей из Ярославля Анна Генералова — она не может водить в садик своих близнецов, которым по 2,5 года.
«Мои дети зачислены в сад в сентябре и ни разу еще туда не ходили, так как других без конца прививают. Чтобы убедить согласиться на прививки, меня уверяют, что детям будут постоянно запрещать посещать садик, а потом и в школе будут проблемы, а если они инвалидами станут, то никакого бесплатного лечения не получат. Постоянно давят, по несколько человек в кабинете соберутся и начинают психологическую обработку», — говорит Анна.
Оказавшись под давлением педагогов и медиков, многие родители соглашаются на вакцинацию. Самые стойкие пытаются доказать свою правоту в судах, но безуспешно. Как утверждают в организации «Здоровое детство», выиграть процесс о реализации прав на дошкольное или школьное образование в Ярославской области практически невозможно. По крайней мере организации не известно ни одного случая победы истцов.
Негативные последствия от прививок
По данным Роспотребнадзора на 2016 год, частота осложнений в результате вакцинации ничтожно мала — один случай на 550 тысяч прививок. Почему же семьи не хотят воспользоваться редким шансом получить бесплатное благо, которое так настойчиво предлагает государство?
Всякий кто пытается углубиться в вопросы вакцинации, найдет массу аргументов против и прочитает в интернете множество историй о том, как ребенок после прививки заболел или даже стал инвалидом. Врачи же зачастую не связывают патологию с приемом препаратов, но и других внятных объяснений не дают.
Многодетная мать Анна Генералова не боялась прививок, пока не пострадал ее ребенок.
«От прививки АКДС (вакцина от коклюша, дифтерии и столбняка) у моего ребенка возник реактивный артрит, он две недели вообще ходить не мог. Мне объяснили, что вакцина была неочищенная, и лучше делать прививки за деньги в платных клиниках», — рассказала Анна.
Узнав о подобных случаях, люди перестают доверять словам представителей власти. Кроме того, информация о плохом качестве вакцин иногда находит подтверждение и в официальных источниках. Например, в сентябре 2016 года, а также в феврале 2017 года Росздравнадзор распорядился изъять из оборота нескольких партий вакцины АКДС производства уфимского филиала ФГУП «НПО Микроген» по причине несоответствия препаратов требованиям безопасности. О том, был ли кто-либо привит некачественной вакциной, проведено ли расследование причин произошедшего и приняты ли меры, чтобы подобное не повторилось, ведомство не сообщает.
Ярославские чиновники всячески стараются не допустить распространения альтернативной точки зрения на проблему вакцинации. В феврале этого года в газете «Аргументы и факты — Ярославль» вышло интервью с доцентом кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии Ярославского государственного медицинского университета Андреем Цветковым, после которого его предостерегли от дальнейших критических высказываний по теме. В этой статье врач рассказывает о возможных негативных последствиях от прививок.
«Я объясняю родителям позицию, которую декларирует Минздрав — о необходимости персонализация медицинских услуг. При вакцинации должен быть применен строго индивидуальный подход, и для этого в каждой поликлинике, или почти в каждой, есть врач аллерголог-иммунолог, который должен определить степень риска. У нас же бездумно прививают всех по шаблону. Когда не учитывается весь анамнез ребенка, любое вмешательство может стать последней каплей, приводящей к осложнению», — рассказал Открытой России Андрей Цветков.
Цветков утверждает, что находиться рядом с привитыми детьми безопасно, если состояние здоровья непривитого ребенка не вызывает тревоги. В подтверждение слов он приводит статистику: «Вакциноассоциированная патология возникает у детей рецепиентов вакцины в три раза чаще, чем у тех, кто просто контактируют с ними. 90% случаев приходится на первый цикл использования оральной полиовакцины, то есть когда детям не исполнилось еще и года. Кроме того, все осложнения возникли у детей с серьезной патологией иммунитета». auksiniai auskarai https://www.silvera.lt/auskarai/auksiniai-auskarai
Настойчивое желание власти организовать поголовную вакцинацию детей, исходя из этого, логичнее объяснить чьим-то желанием получить максимум выгоды от госзакупок препаратов.
Обмен письмами
Полтора года назад в Ярославской области таких строгих мер по недопущению детей до занятий и в детские сады не было. Причем проблема возникла не по причине изменения федерального законодательства и санитарных правил, а после того, как местный Роспотребнадзор распространил информационное письмо со своими рекомендациями по разобщению детей.
«С сентября 2015 года после информационного письма руководителя управления Роспотребнадзора по Ярославской области Александра Звягина директора школ и заведующие детских садов стали настаивать на разобщении путем отстранения от занятий, при несогласии на прививки или альтернативные формы обучения», — рассказывает председатель организации «Здоровое детство» Сергей Шленский.
Те, кто не согласен с позицией регионального ведомства, в ответ предъявляют письмо за подписью заместителя руководителя Роспотребнадзора Ирины Брагиной, где сказано: «В период иммунизации живой полиомиелитной вакциной в образовательном учреждении для исключения тесного контакта рекомендуется рассадить непривитых и прививающихся детей за разные парты, усилить дезинфекционный режим особенно в местах общего пользования, проинформировать учащихся о соблюдении мер личной гигиены». В тексте отмечается, что при соблюдении этих правил риск передачи вакцинного штамма полиомиелита минимален.
Такой же по содержанию ответ накануне получил от ведомства и уполномоченный по правам человека в Ярославской области Сергей Бабуркин, который активно подключился к решению проблем непривитых детей, узнав о ситуации с Наталией Юдиной.
Впрочем, не информационными письмами в нашей стране устанавливаются права и обязанности граждан и регулируются правоотношения. Во-первых, есть 43-я статья Конституции, которая гарантирует право детей на образование. Во-вторых, закон «Об образовании» указывает на недопустимость дискриминации при реализации этого права. В-третьих, тем же законом закреплено право родителей выбирать форму обучения и учитывать при этом пожелания ребенка. В-четвертых, по закону «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отказ в приеме не привитых граждан в образовательные организации возможен только в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе эпидемии, а в Ярославской области эпидемии полиомиелита нет. С 1950 года в регионе не зарегистрировано ни одного случая этой болезни, а с 2002 года Россия имеет статус страны, свободной от нее.
Пытаясь изменить ситуацию, активисты «Здорового детства» писали обращение в Ярославскую областную думу. В ответ получили даже не обещания «детально разобраться в проблеме», а лишь перечень доводов неправоты заявителей. В письме за подписью первого зампреда регионального правительства Виктора Костина приведены все возможные формы разобщения детей, кроме тех, что рекомендует федеральный Роспотребнадзор. Обращения в Минздрав, прокуратуру и другие надзорные ведомства также не принесли желаемого результата.
источник : openrussia.org