Никакой конкретных проектов по реальному внедрению системы лекарственного возмещения в масштабах страны в Минздраве нет. Об этом заявила порталу Мedvestnik директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович.
Накануне многие СМИ растиражировали информацию о том, что с 2018 года все россияне смогут получать бесплатные лекарства в аптеках. Но «час икс» отодвигался уже несколько раз. И тому есть причина, поясняет эксперт.
В 1996-1997 годах пилотные проекты лекарственного возмещения или страхования в рамках постановления №890 («О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения») проводились в нескольких регионах, в том числе в Москве, Московской и Нижегородской областях, Ставропольском крае и Карелии. По словам Ларисы Попович, они показали, что если система работает хорошо, правильно, она действительно упорядочивает отпуск ЛП, устраняет дублирование, улучшает рациональность выписки рецептов и, что самое главное, позволяет реально снизить заболеваемость и нагрузку на стационарное звено. Эксперимент прекратился только потому, что правительство задерживало платежи, списывая вину на страховые компании, которые на тот момент и несли на себе основной груз этой программы. «Тема всплывает каждый раз накануне очередной проверки исполнения указов президента. Но никаких новых фактов тут нет, и мы уже утомились, честно говоря, тут что-то комментировать», - заявила Лариса Попович.
Сейчас проект лекарственного возмещения реализуется в Кировской области. Как сообщил на заседании правительственной комиссии в 2015 году теперь уже бывший губернатор региона Никита Белых, в муниципалитетах, участвующих в проекте, на 25% снизилась потребность в вызовах скорой помощи и в стационарном лечении по данному профилю, первичный выход на инвалидность сократился на 22%, смертность от болезней системы кровообращения - на 21%. Полученный экономический эффект от проекта он оценил в 90,5 млн рублей, что в три раза превысило затраты областного бюджета на его реализацию. Тогда же министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова сообщила, что со следующего года этот опыт хотят расширить уже на 15–16 регионов.
Экономисты «в теме» уверены: все упирается в деньги. Затраты на реализацию новой схемы лекарственного возмещения оцениваются в 500 млрд рублей ежегодно. По расчетам основателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Владимира Гришина, отчисления с заработных плат граждан в фонды медицинского страхования придется увеличить на 1,5%. Сейчас работодатели перечисляют в качестве взносов 5,1% от зарплаты сотрудников, но они против дальнейшего увеличения нагрузки. Многие экономисты также против введения соплатежей, которые в условиях страны, где половина населения имеет среднедушевой доход меньше 15 тысяч рублей в месяц.
Поэтому в «вышке» предлагают не замахиваться сразу на все население, а выбрать одну-две целевые группы и обкатать систему лекарственного возмещения на них. Особенно учитывая тот факт, что создание системы опознавания «свой - чужой» и прослеживание финансового потока для возмещения затрат будет стоить дороже, чем те деньги, которые нужно будет в эту систему включить.
В прошлом году ВШЭ совместно с Минздравом разрабатывала также вариант обеспечения препаратами больных после высокотехнологичных операций, проект был одобрен министром. Но не состоялся и он. «Я предлагала начать с детей. То есть не только от нуля до трех обеспечивать, а взять всех детей до 15 лет, мы разработали технологическую схему, просчитали, кто будет компенсировать региональную надбавку, в каком объеме, какие обязательства берет федеральный центр, какие - региональный. Мы сидели месяца четыре, и в итоге все оказалось впустую», - рассказала Лариса Попович.
Для поиска финансов на программу лекобеспечения в ВШЭ предлагают работать над повышением эффективности расходов в самой системе здравоохранения, сейчас этот показатель оценивается ими в 17-25%. Тогда, считают экономисты, дополнительные резервы вообще искать не придется. Они посчитали, что для того, чтобы ввести полное лекарственное возмещение нужно увеличить действующие тарифы в системе ОМС всего на 7%. «При общем уровне неэффективности в 25% найти 7% вполне можно. Или отказаться от строительства одного или двух перинатальных центров, ненужных в условиях падающей демографии. То есть у нас достаточно много зон неэффективности, которые можно было поискать в качестве источника, к тому же введение лекарственного возмещения на ранних этапах заболевания, естественно, приведет к повышению эффективности расходов на других этапах медицинской помощи, например, в стационарах», - уверена Лариса Попович.
Татьяна Бескаравайная
источник : www.medvestnik.ru