Что делать, если в вашей амбулатории нет нужного врача, как вызвать узких специалистов к себе на дом и стоит ли платить за бахилы - острые вопросы о правах пациентов комментирует заместитель руководителя департамента здравоохранения Воронежской области Наталья Нехаенко.
"Записей не найдено"
Слышала, что иногда в медкартах появляются записи о пройденной диспансеризации, которой на самом деле не было. Как узнать, не делают ли приписки мне?
Наталья Нехаенко: Если у вас закрались подозрения в том, что врач оформил на вас документы о диспансеризации, стоит войти в личный кабинет на портале государственных и муниципальных услуг. Там отражается информация обо всех проведенных исследованиях и консультациях, за которые выставлен счет в ФОМС. Увидели недостоверные сведения - обратитесь в ФОМС, департамент здравоохранения или правоохранительные органы. Злоупотребления должны наказываться. Но не надо из-за них терять доверие к диспансеризации. Она позволяет выявить и вылечить заболевания на ранней стадии.
Примечание "РГ". Мы решили проверить этот алгоритм. Выяснилось, что на областном портале pgu.govvrn.ru каталог не содержит услуг в сфере здравоохранения. На федеральном - gosuslugi.ru - раздел "Мое здоровье" нашелся. Нужно войти в личный кабинет и затем вернуться в данный раздел, к пункту "Сведения об оказанной медпомощи". "Посмотрите все записи из вашей карты прямо сейчас", - гласит описание. Мы протестировали услугу, пользуясь данными двух жителей Воронежа, молодого и пожилого, которые зарегистрированы на портале и обслуживаются в поликлиниках разных районов. Первый обращался к врачам в конце прошлого года - начинал проходить диспансеризацию, но не закончил. Второй ходил на прием к терапевту и кардиологу в марте 2017-го. Что же сообщил об этом портал? "Записей не найдено". В обоих случаях. Правда, привел возможные причины отсутствия данных: медицинская организация не предоставляет сведения об оказанной помощи в электронном виде; сведения находятся в обработке; посещение врача было, но нет эпикриза; посещения врача не было.
Без бахил не выставят
Не так давно повела свою мать в поликлинику № 18 Воронежа. С удивлением узнала, что раньше там бахилы продавали в раздевалке. А на момент нашего визита висело объявление: "Бахилы не продаем" - со стрелочкой в сторону аптеки. Разве их не должны выдавать бесплатно?
Наталья Нехаенко: Согласно пункту 19.2 санитарно-гигиенических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" в лечебно-профилактических учреждениях должны осуществляться мероприятия по предупреждению распространения внутрибольничных инфекционных заболеваний. Для этого больные в стационаре и пришедшие к ним граждане должны пользоваться сменной обувью или надевать бахилы на уличную. Посетители поликлиник делают это по желанию или при входе в "режимные" кабинеты (процедурный, перевязочный, прививочный, лаборатория и другие), которые рекомендовано посещать в сменной обуви или бахилах - о чем пациентов следует информировать. Но наличие или отсутствие бахил не является препятствием к доступу в учреждение и получению медпомощи.
Примечание "РГ". Из ответа следует, что пациенты поликлиник и больниц должны быть обуты в "сменку" или бахилы, но, даже если они этого не сделали, - медики не вправе отказать им в приеме. Однако не сказано, следует ли бахилы выдавать бесплатно. Мы обратились к СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года № 58). В них есть раздел 13 "Требования к правилам личной гигиены пациентов". Цитируем пункт 13.6: "При проведении лечебно-диагностических манипуляций, в том числе в условиях амбулаторно-поликлинического приема, пациент обеспечивается индивидуальным комплектом белья (простыни, подкладные пеленки, салфетки, бахилы), в том числе разовым". Значит, расходы на приобретение всех этих вещей несет поликлиника. Продавать бахилы можно тем, кто приходит в больницу навестить близкого человека.
Отметим, что во многих амбулаториях и стационарах Воронежа бахилы бесплатно предоставляют либо в гардеробе, либо при входе в кабинет. Кое-где выдают даже пеленки, необходимые при УЗИ, снятии кардиограммы или прохождении физпроцедур.
Но вот другие пункты того же раздела СанПиН 2.1.3.2630-10 пока выглядят фантастическими. Судите сами: "При поступлении в стационар… после санитарной обработки больному выдается комплект чистого нательного белья, пижама/халат, тапочки. Личная одежда и обувь оставляются в специальной упаковке с вешалками (полиэтиленовые мешки, чехлы из плотной ткани) в помещении для хранения вещей пациентов или передаются его родственникам (знакомым)… Смена белья пациентам должна проводиться … не реже одного раза в семь дней. …Перед возвращением пациента в палату после операции производится обязательная смена белья". Интересна и такая норма: "В отделении больному выдается мыло, полотенце, стакан (чашка, кружка)". Редакции "РГ" в Воронеже не известны местные больницы с подобным уровнем сервиса.
Можно и дистанционно
Раньше в Воронеже в детских поликлиниках были дерматологи. Теперь отправляют сразу в больницу. Неужели нельзя иначе?
Наталья Нехаенко: Работу детских поликлиник определяет Порядок оказания педиатрической помощи, утвержденный приказом минздрава РФ от 16.04.2012 № 366н. Штатным расписанием детской поликлиники должность врача-дерматовенеролога не предусмотрена, специальность "врач-дерматовенеролог детский" отсутствует. Поэтому прием врачей-дерматовенерологов переведен из учреждений первичного звена в специализированные, действующие согласно Порядку оказания медпомощи по профилю "дерматовенерология" (приказ МЗ РФ от 15.11.2012 № 924н).
Мне за 80, зимой почти не выхожу из дома - падаю, боюсь сломать шейку бедра. Бывает плохо с сердцем, но обращение к врачу - это два похода: для записи и на прием. Читала, что в поликлиниках есть бригады врачей для посещения маломобильных людей. Кого считают маломобильным?
Наталья Нехаенко: Запись в поликлинику может осуществляться и дистанционно (по телефону, в электронной регистратуре). Если вам требуется медпомощь и вы по каким-либо причинам не можете дойти до поликлиники, вызовите на дом участкового врача. После осмотра в зависимости от показаний вам могут организовать госпитализацию, стационар на дому, патронаж либо динамическое наблюдение.
Два вопроса - один ответ
1. В нашей поликлинике нет гастроэнтеролога. Когда у меня были проблемы с желчным пузырем, терапевт сказала, что нужно обследование, и посоветовала идти платно в областной диагностический центр. В итоге пузырь вырезали. Теперь я при нужде сразу записываюсь к гастроэнтерологу платно. Есть ли возможность попасть на прием за счет бюджета?
2. Однажды меня в поликлинике направили на УЗИ - дали телефон, по которому надо было записаться в определенный период месяца. Но, когда я звонила, там то компьютеры "висли", то в электронной регистратуре были сбои, то аппарат УЗИ сломался. Аппарат в другом корпусе поликлиники был исправен. Но туда мне запись не предлагали. Месяца через три я махнула рукой. Как следует поступать в таких обстоятельствах?
Наталья Нехаенко: Если в поликлинике нет кого-то из узких специалистов и терапевт признает, что у вас есть показания для того, чтобы к ним обратиться, вас обязаны направить на бесплатный прием в другое учреждение. В Воронежской области каждая поликлиника может за счет бюджета послать определенное количество пациентов в диагностический центр или амбулаторное отделение областной клинической больницы № 1. Участковые терапевты не выбирают эти квоты до конца! Но, даже если талоны на бесплатный прием кончились, а консультация вам показана, - поликлиника должна заключить договор с учреждением, где есть нужный специалист, и направить вас туда. Сроки ожидания плановой медпомощи и диагностических исследований по показаниям врача не должны превышать месяца. Все медики об этом знают. Если вы не можете получить гарантированную услугу вовремя или бесплатно - обращайтесь к дежурному администратору или главврачу.
Справка "РГ"
Обратиться в департамент здравоохранения Воронежской области можно письменно по адресу: 394036, г. Воронеж, ул. Никитинская, 5 или через форму на сайте zdrav36.ru. В рабочие часы можно позвонить дежурному врачу департамента по телефонам: (473) 253-18-75, 212-61-80. Горячая линия "Электронной регистратуры": 8-952-753-76-93. Прямая линия по вопросам профилактики коррупции: (473) 212-71-40 (каждый четвертый вторник месяца с 14.00 до 16.00).
источник : rg.ru