Почему в странах с развивающейся экономикой инновационные препараты продаются по доступным ценам, а в России стоимость курса лечения зашкаливает? Игорь Рукавишников, генеральный директор фармацевтической компании Gilead Sciences объяснил, почему препарат софосбувир для лечения гепатита С в Индии стоит чуть больше 10 долларов США за курс лечения, а в России — чуть меньше 10 тысяч долларов.
На встрече с представителями Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) в рамках Российского фармацевтического форума, который проходит сегодня в Петербурге, Игорь Рукавишников пояснил, почему фармацевтическая компания Gilead Sciences в странах третьего мира предоставила возможность для производства и реализации инновационного препарата для лечения гепатита С намного дешевле, чем предлагает его в России. В результате россияне ищут возможность купить лекарства в Египте или в Индии. Почему зарубежная фарма не использует такую гибкую ценовую политику для России?
- Компания Gilead Sciences дифференцировано подходит к ценообразованию в каждой стране, в которой она работает, - говорит Игорь Рукавишников. - Мы рассматриваем три критерия для принятия решения о цене препарата. Первый: ВВП на душу населения, то есть уровень экономического развития. Второй: распространенность или бремя заболевания в масштабах страны. Третий: готовность государства решать медицинскую проблему, разрабатывать национальную программу для борьбы с конкретным заболеванием и сотрудничать с производителем лекарств в рамках этой программы. То есть эти цены применимы только в странах с очень низким уровнем экономического развития.
По этой же причине нам не стоит ждать и снижения цен (а значит и их доступности) на другие дорогостоящие лекарства, находящиеся под патентной защитой и не имеющие дженериков.
- У нас ценовая политика строится на основе российского законодательства, предусматривающего установление цен на лекарства на основе референтных цен в европейских странах. А на снижение цен на социально значимые лекарства компании идут, ориентируясь на экономическое положение страны. Сейчас они исходят из того, что Россия — великая держава. Чтобы было принято решение предоставить возможность российской компании производить инновационные дорогостоящие препараты по низким ценам, надо, чтобы Россия признала, что ее экономика находится например, на уровне Чада, - говорит Наира Адамян, генеральный директор Группы компаний «Санофи» в Евразии, председатель Совета директоров Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM).
По словам Наиры Адамян, для России AIPM предлагала другие механизмы снижения цены — через прямой диалог государства и производителя, который строится приблизительно так: «Государство говорит компании — мне необходимо пролечить такое-то число пациентов, у нас есть для этого такая сумма, готовы ли вы продать нам лекарства за такую-то цену? Обычно компании соглашаются на это. Но таких диалогов государства с производителями инновационных лекарств до сих пор не было». Чтобы он состоялся, следовало бы «вытащить» инновационные препараты (не имеющие дженериков — копий и находящиеся под патентной защитой) из аукционной системы, которая сегодня определяет механизм закупок по закону.
источник : doctorpiter.ru