Препараты для амбулаторных больных, не входящих в льготные категории, будут оплачиваться по полису ОМС. Подготовлен законопроект о бесплатном лекобеспечении всех без исключения пациентов в соответствии со стандартами оказания всех видов медпомощи. В Минздраве, уставшем от множества льготных перечней, готовы это предложение поддержать.
Депутаты «за»
О намерении внести в Госдуму законопроект, направленный на повышение доступности медикаментозного лечения, заявил зампред думского Комитета по здравоохранению Федот Тумусов на прошедшем в Москве V Всероссийском конгрессе «Право на лекарство». Сам документ подготовлен общественной организацией «Лига защитников пациентов». А его суть заключается в создании системы бесплатного лекарственного обеспечения всех без исключения граждан при оказании всех видов медицинской помощи.
Сегодня на бесплатные лекарства из перечня жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП) могут рассчитывать только пациенты стационаров, а также граждане, входящие в многочисленные льготные категории. В законопроекте речь также идет о препаратах, включенных в перечень ЖНВЛП, однако с уточнением, что этот перечень должен содержать все лекарства, которые входят в стандарты лечения различных заболеваний. За пределами стандартов больные будут обеспечиваться необходимыми им лекарствами по решению врачебных комиссий.
По словам главы Лиги защитников пациентов Александра Саверского, согласно Конституции РФ и стандартам лечения, вся медицинская помощь уже сейчас должна финансироваться государством, но на практике выполнение стандартов первичной медико-санитарной (амбулаторной) помощи не включает лекарственное обеспечение. Поэтому и потребовалось отразить конституционное право на бесплатную помощь непосредственно в законодательстве.
Обеспечение пациентов бесплатными лекарствами должно стать обязательной частью системы госгарантий, считает Саверский. Это поможет решить и нынешнюю проблему низкой доступности лекарств даже для льготников. По его словам, сегодня основные нарушения связаны с тем, что регионы при утверждении территориальных программ не учитывают реальную потребность. Он привел данные Генпрокуратуры о количестве нарушений в сфере лекарственного обеспечения: за 2016 год выявлено 15 тысяч нарушений, заведено семь уголовных дел.
О необходимости ввести в тарифы ОМС на амбулаторную помощь стоимость в Лиге защитников пациентов говорят уже не первый год: не считая, собственно, улучшения здоровья людей и сохранения их жизни, это даст прямой экономический эффект. Авторы проекта признают, что он выглядит высоко затратным, поэтому предлагают правительству создать «систему оценки эффективности вложения средств в систему здравоохранения, учитывая, что здоровье включает в себя способность трудиться, а без труда нет экономики».
«Нельзя рассматривать вложения в лекарства, в здоровье населения, только как необратимые расходы государства, — уверены эксперты. — Средства, вложенные, например, в амбулаторные лекарства, сократят расходы на скорую помощь, стационарное звено, больничные листы, инвалидность и дадут прирост количества трудодней. Такой подход следует применять на постоянной основе в отношении не только лекарств, а вообще всех новых технологий в медицине». Принять проект закона предлагается с отсрочкой его введения на три-пять лет, необходимых для подготовки к его работе — «провести пилотные проекты, усилить государственные и муниципальные учреждения, научиться планировать не только расходы, но и доходы здравоохранения».
Минздрав не против
Теперь многое будет зависеть от позиции Минздрава. В ответах ведомства на многочисленные обращения Лиги защитников пациентов в министерство, Федеральный фонд ОМС, а также в Генпрокуратуру слово «стандарт» вообще отсутствует, хотя вопрос ставился именно о том, что лекарства, входящие в стандарты, должны быть бесплатны. Тем не менее, в Минздраве работают над моделями лекарственного возмещения и вообще, похоже, устали от «нарезок» пациентов на различные льготные перечни.
Как заявила в ходе конгресса «Право на лекарство» директор департамента по обращению лекарств и медицинских изделий Елена Максимкина, лекарства должны быть бесплатны не для отдельных групп населения, а для всех нуждающихся граждан. И Минздрав не видит смысла отрабатывать модели пилотных проектов по лекарственному возмещению на отдельных нозологиях — в них должны участвовать все категории пациентов. По ее словам, предпосылки для внедрения этой системы есть. Одна из них — сформированный список ЖНВЛП, на которых планируется опираться при запуске пилотов.
По оценке Максимкиной, 300 миллиардов рублей в дополнение к выделяемым на бесплатное лекобеспечение 200 миллиардам могут полностью решить проблему в рамках перечня ЖНВЛП. При этом между стандартами и перечнем ЖНВЛП не должно быть противоречий, но их гармонизация потребует времени. Для достижения наилучшего эффекта Минздрав намерен разработать закон о лекарственном обеспечении, который включит в себя нынешний закон об обращении лекарственных средств.
Альтернативы госзакупкам были предложены еще в утвержденной несколько лет назад Минздравом «Стратегии лекарственного обеспечения населения России до 2025 года». Это лекарственное страхование, соплатежи и частичная компенсация затрат за купленные по рецепту врача лекарства. Для отработки этих моделей планировались пилотные проекты. При этом возмещались только расходы на лекарства из перечня ЖНВЛП (то есть, если человек хочет приобрести более дорогой препарат, он оплачивает разницу между референтной ценой и рыночной стоимостью лекарства).
Однако запуск пилотных проектов планируется не ранее 2019 года. На сегодняшний день мешает пилотам и увеличивает их стоимость действующая монетизация льгот, объяснила Максимкина. Но отказаться от монетизации одномоментно вряд ли получится. Ранее Минздрав предлагал «плавный» уход от монетизации льгот, при котором льготники продолжали бы получать эти деньги, но тратить их могли бы только целевым образом — на лекарства.
«Бюджетный разворот»
«Минздрав всерьез задумывается о том, чтобы, помимо закона об обращении лекарственных средств, в России появился и закон о лекарственном обеспечении, — рассказал Тумусов. — Разница, конечно, огромна: одно дело, когда государство контролирует, как продаются лекарства, и совсем другое — когда государство гарантирует пациентам их получение. Это и есть то самое лекарственное страхование. Не знаю, потребует ли оно в итоге 500 миллиардов рублей в год, или сумму все же удастся уменьшить (мы работаем над этим), но дело это необходимое. И отрадно, что оно обсуждается уже как ближайшее будущее, а не как отдаленная перспектива».
По мнению Саверского, «программное» выступление представителя Минздрава должно объединить все заинтересованные стороны, поскольку «исполнительная власть делает заявление: лекарства для всех». «Совокупные расходы государства на здравоохранение составляют более трех триллионов рублей, причем расходы на зарплату всего медперсонала составляют 1,2 триллиона, — отметил эксперт. — Таким образом, цифры расходов на лекарства не выглядят заоблачно недостижимыми. При этом Минздрав впервые заявил, что готов учитывать экономические эффекты от вложений средств в лекарства».
Саверский напомнил, что Лига защитников пациентов ранее выступила с инициативой «бюджетного разворота» (учета экономических эффектов от вложений в лекарства) в здравоохранении. Смысл «разворота» заключается в том, чтобы регионы при финансировании амбулаторных лекарств могли использовать полученный экономический эффект и перенаправлять сэкономленные средства на увеличение закупок лекарств. В итоге это позволит обеспечить бесплатными лекарствами всех находящихся на амбулаторном лечении пациентов, уверен эксперт.
источник : medportal.ru