с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Минздрав не дает оперировать на сердце
05 Мая 2011 г.

Очередной медицинский скандал разразился после того, как директор Уральского института кардиологии сделал заявление о прекращении операций из-за отсутствия финансирования. Прозвучала информация, что уже девять пациентов умерли, не дождавшись своей очереди. Сейчас в ситуации разбираются министр здравоохранения области, губернатор и прокуратура.

Во вторник директор Уральского института кардиологии, известный кардиолог Ян Габинский выступил с открытым заявлением: с 14 мая операции на открытом сердце прекращаются. Это уже не первая попытка медиков привлечь внимание к финансовым проблемам учреждения. В начале апреля коллектив собирал пресс-конференцию, чтобы напомнить о 20 миллионах рублей, без объяснений изъятых свердловским Минздравом с бюджетного счета. По словам директора и заведующего, из-за отсутствия этой суммы кардиоцентр не сумел закупить инструменты и расходные материалы, одна из операционных простаивала и сформировалась длинная очередь из 300 пациентов, нуждающихся в аортокоронарном шунтировании. Часть удалось перевести в другие больницы, но девять человек умерли, не дождавшись ни перевода, ни операции на открытом сердце…

"Когда стоят две оснащенные по последнему слову техники операционные, не оперировать — это уже слишком, — возмущался Габинский, — а ситуация опасна тем, что если больной поступает с инфарктом миокарда и ему нужно провести неотложную операцию, то такой возможности может уже не быть. В других больницах тоже очередь, в областной больнице — около 90 человек".

Габинский уверяет, что уже информировал областной Минздрав об отсутствии средств на расходные материалы, писал депутатам областной думы и губернатору, но ни ответа, ни денег не получил. Речь идет о сумме порядка 50 миллионов рублей в год.

За несколько дней до объявленной даты последней операции — 14 мая — губернатор Свердловской области Александр Мишарин поручил министру здравоохранения области Аркадию Белявскому разобраться в ситуации. Проверку по факту недофинансирования и другим возможным причинам конфликта начала и областная прокуратура, поскольку разногласия между клиникой и Минздравом и публичное выступление руководства кардиоцентра вызвали общественный резонанс.

Читайте также: Минздрав сделал вид, что улучшил охрану труда

Пресс-центр Минздрава Свердловской области заявил, что Ян Габинский преувеличивает опасность и никакой катастрофы на самом деле нет и не предвидится. Пресс-секретарь Минздрава Константин Шестаков обнародовал цифры — из 170 миллионов рублей, положенных на год, уже перечислено порядка 116 миллионов. Константин Шестаков согласился, что определенный дефицит финансирования есть, но пообещал покрыть его во втором полугодии. По мнению чиновников, этот дефицит не должен отражаться на пациентах, ведь 90 процентов операций по шунтированию проводятся в плановом порядке, а не экстренно, значит, можно переводить людей в областную больницу. Выяснилось, что есть сто неиспользованных квот на проведение данных операций в федеральных клиниках.

Суть позиции областного Минздрава отражает фраза: "Главные врачи других лечебных учреждений такие проблемы решают в рабочем порядке". Сейчас, после выноса сора из избы специальная комиссия, созданная приказом министра, ищет ответ на вопрос, почему не хватило перечисленных денег и от чего умерли очередники кардиоцентра.

 

Пресс-секретарь областной прокуратуры Ольга Тетерина пока сообщила журналистам только о цели проверки — установить причины и обстоятельства отмены важных для тяжело больных людей операций. Обещано принять меры прокурорского реагирования при наличии оснований.

Уральскую ситуацию "по горячим следам" прокомментировал заместитель директора Института сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева Юрий Бузиашвили. Он предположил, что смерть девяти пациентов совершенно не обязательно связана с нехваткой расходных материалов и ожиданием очереди на операцию, ведь такие больные могут умереть в любой момент из-за непредсказуемости ишемической болезни сердца. Бузиашвили напомнил, что при подготовке к шунтированию возможны задержки по разным причинам, в том числе и из-за поставщиков иностранного оборудования. В любом случае, известный кардиолог считает, что в Москве и в России таких ситуаций не происходит и происходить не будет, свердловская история — исключение.

"Почему в Свердловске произошло именно так, надо разбираться конкретно. Такая ситуация может быть, больные месяцами ждут операций. Но собака зарыта не в финансировании, а в чем-то другом", — резюмировал Юрий Бузиашвили.

А вот Александр Саверский, президент Лиги защиты прав пациентов, высказал предположение, что Уральскому кардиологическому центру не хватило квот по высокотехнологичной помощи. Такие квоты выделяются на определенное количество пациентов, и экспертам еще в прошлом году стало ясно, что в 2011 году встанет вопрос нехватки. Минздрав пытался исключить из программы высокотехнологичной помощи целые профили, например, неврологию, гинекологию, эндокринологию, в итоге профили остались, но по количеству пациентов квоты сократили примерно в два раза. Именно поэтому кардиоцентр и останавливает операции в середине мая — как раз ровно на половину года и хватило половины обычных квот.

В поддержку Яна Габинского выступил политолог Федор Крашенников, считающий, что конфликт клиники с областным Минздравом свидетельствует, в первую очередь, о некомпетентных решениях областных властей.

 

источник :                                                                                                                            вернуться в раздел новостей

http://www.pravda.ru/society/how/defendrights/05-05-2011/1075964-cardio-0/