с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

За бесплатную медицину пациент платит трижды
06 Февраля 2012 г.

Почему в государственных больницах и поликлиниках пациентов вынуждают отдавать деньги за то, что по закону им положено бесплатно?

 

 

То, что медицина у нас давно стала платной, уже не для кого не секрет. Хотя формально она — бесплатная. Есть у вас медицинский полис — идите и лечитесь без всяких денег. Но на самом деле практически за всё в больницах и поликлиниках надо платить. Хотите бесплатную пломбу? Пожалуйста! Только это будет цемент, который выпадет через месяц. Качественная пломба уже стоит денег. Желаете, чтобы УЗИ вам сделали побыстрее? Заплатите! Нет? Тогда записывайтесь в очередь и ждите…

 

Здравоохранительная арифметика

В самом главном документе, гарантирующем нам наши права, — Конституции — написано, что медпомощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения гражданам нашей страны должна оказываться бесплатно (статья 41). Ведь мы за неё уже заплатили. Арифметика здесь простая.

Бесплатная медицина Воронежской области финансируется из двух источников — наполовину из бюджета и наполовину из Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). И бюджетные средства, и средства ФОМС — это наши с вами деньги, дорогие читатели. Ведь работодатель ежемесячно отчисляет определённую сумму от зарплаты сотрудника в фонд ОМС и одновременно с дохода работника удерживается подоходный налог, часть которого направляется на здравоохранение (сколько денег идёт на медицину с конкретной зарплаты воронежца — в рубрике «Калькулятор «Ё!»).

А ещё нас регулярно подталкивают к тому, чтобы пользоваться платными услугами или давать деньги врачу на руки. Таким образом, одну и ту же медицинскую услугу мы сегодня вынуждены оплачивать трижды.

 

Услуга за услугу

Эти болевые точки в медицине не являются тайной и для властей. Чиновники пытаются навести в системе здравоохранения порядок, пишут новые законы, призванные улучшить качество медицинской помощи. Взять тот же нацпроект «Здоровье», объявленный Владимиром Путиным в 2005 году. Людей убеждали в том, что благодаря проекту в стране будет достойная медицина. Однако, похоже, что разрекламированный нацпроект ни одной серьёзной проблемы российского здравоохранения не решил. И об этом более чем наглядно говорят регулярные жалобы воронежцев в «МОЁ!». Вот лишь последние примеры.

Нашу читательницу отказались ставить на учёт в женскую консультацию, аргументировав это тем, что её врач на больничном и когда выйдет — неизвестно. Девушке пришлось наблюдаться у другого врача и за деньги — 300 рублей за один приём. У ещё одной будущей мамы взяли анализ АФП (используется для диагностики пороков развития плода), но результатов женщина так и не дождалась, потому что у медиков закончились бесплатные реактивы. При этом предложили сдать тот же самый анализ за деньги и уверили, что в этом случае проблем с реактивами не будет.

Ещё одной жительнице Воронежа, 60-летней Наталье И., требовалось срочно сделать магнитно-резонансную томографию, — врачи подозревали инсульт. В диагностическом центре, куда пациентка пришла по направлению, не отказались оказать услугу бесплатно. Однако перед этим попросили записаться на приём к неврологу центра и получить у него ещё одно направление. В то время женщина даже передвигалась с трудом, поэтому ни о каком стоянии в очереди за талоном к врачу в 7 часов утра и речи быть не могло. Ей пришлось воспользоваться платными услугами. За 2 200 рублей томографию сделали в тот же день без всяких направлений...

 

Как нас приучали платить за лечение

Представители общественности, отстаивающие права пациентов, считают, что проблема зародилась в 90-х годах. Тогда в государственных и муниципальных учреждениях официально разрешили открывать платные отделения, и у медиков, измученных копеечными зарплатами, появился соблазн поправить своё материальное положение. Как? Вытягивать деньги из своих больных, ненавязчиво подталкивая их к тому, чтобы те пользовались платными услугами.

Об этой проблеме в конце прошлого года на всю страну заявили представители общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов», которая отстаивает права больных уже почти 12 лет. На своём сайте они опубликовали открытое обращение к гражданам России, в котором заявили о недопустимости оказания платных услуг в государственных клиниках, ведь это противоречит Конституции. «Стоило в 1996 году правительству разрешить учреждениям брать деньги за дополнительные медицинские услуги (это абсурдное понятие — нельзя пневмонию вылечить дополнительно), как сегодня есть региональные приказы, где более 4 тысяч видов услуг значатся как платные, — сказано в обращении. — Стоило дать такое право, и нас с вами стали выдавливать из бесплатной системы здравоохранения в платную любыми средствами: объявлять оборудование поломанным или отсутствующим, сообщать об отсутствии бесплатных таблеток, убеждать, что платный протез лучше бесплатного и т. д.».

— Почему, в то время как у нас строятся современные медицинские центры, такая незначительная проблема, как очереди в больницах и поликлиниках, годами не решается? — таким вопросом в беседе с «МОЁ!» задался руководитель общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр САВЕРСКИЙ. И сам же на него ответил: — Потому что отсутствие очередей невыгодно медикам. Ведь тогда работающее население, которое не может себе позволить сидеть в очередях, перестанет платить деньги врачам за услуги.

Но отсутствие времени у людей — не единственный козырь в руках врачей. Они нередко пользуются страхом пациентов перед болезнью. Ведь даже при зубной боли мы готовы отдать любые деньги, лишь бы скорее от неё избавиться. Что уж говорить о тех, кто перед операцией слышит от анестезиолога: «Заплатите 3 тысячи рублей, если хотите проснуться». Увы, бывает и такое… В итоге люди уже на подсознательном уровне считают, что бесплатная медицина не лечит, а калечит и ради здоровья стоит раскошелиться.

 

Врачи предрекают конец бесплатной медицине

Сейчас в здравоохранении началась реорганизация, ко­торая может усугубить ситуацию. Если раньше практически все деньги, которые зарабатывали клиники от платных услуг, шли в бюджет, то теперь государство разрешило медучреждениям оставлять их у себя и использовать на своё усмотрение. Поясним. Бюджетный кодекс с 1 января 2012 года предусматривает разделение медучреждений по всей стране на три вида: казённые, бюджетные и автономные. Казённые (такими учреждениями станут туберкулёзные, онкологические, психиатрические диспансеры), как и прежде, будут финансироваться из бюджета. Туда же они должны будут отдавать всю выручку от платных услуг. 

Бюджетным и автономным медучреждениям (первыми будут считаться больницы, поликлиники, а ко вторым будут относиться, к примеру, диагностический центр и областная стоматологическая поликлиника) повезло больше. И тем и другим разрешат оставлять у себя все деньги, заработанные на платных услугах. При этом объём таких услуг в бюджетных медучреждениях и расходы контролируются руководящими органами здравоохранения. А вот автономным предоставлено больше самостоятельности — к примеру, они могут, не спрашивая разрешения у департамента здравоохранения, закупать оборудование или выплачивать сотрудникам премии.

Руководитель областного департамента здравоохранения Татьяна ГОЛОВАЧЁВА уверяет, что новая система разделения медучреждений для пациентов ничего не изменит. Объяснила она это тем, что больницы оказывают в основном скорую помощь, и с них по-прежнему будут спрашивать за то, чтобы пациент был обеспечен медикаментами и его состояние улучшилось. «Первостепенная задача медучреждения – оказание бесплатной медицинской помощи. Поэтому говорить о перерождении бесплатной медицины в платную, по меньшей мере, некорректно», – заявляет руководитель облздрава.
Премии врачам, как считает Татьяна Головачёва,  станут хорошей прибавкой к невысокой государственной зарплате и «мотивируют медиков работать более качественно».

А вот коллеги  Татьяны Головачёвой считают, что всё будет не так радужно.

— Неужели вы думаете, что у кого-то из медиков останется желание лечить людей бесплатно? — недоумевает руководитель одной из воронежских частных клиник. — Тем более, если медики будут получать процент от выручки. Больше принёс в своё учреждение — выше зарплата. Боюсь, что о бесплатной медицине в таком случае вообще придётся забыть.

Конец бесплатной медицине предрекает и директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль, который публично заявил о том, что вместо реорганизации учреждений здравоохранения нужно немедленно прекратить поборы в поликлиниках и больницах и уменьшить разницу окладов между работниками частного и государственного здравоохранения...

 

Чиновники: бесплатной медпомощи на всех не хватает

В теории и нынешние автономные и бюджетные медучреждения должны в первую очередь выполнять так называемое государственное задание, то есть бесплатно обслужить всех нуждающихся в лечении больных, а лишь затем зарабатывать деньги. Но и с госзаданием возникает проблема. Государство взялось реформировать медицину в тот момент, когда не может её профинансировать. В бюджет области и в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования заложено финансирование медицины на 83%. Как рассказал «МОЁ!» председатель областной Думы Владимир КЛЮЧНИКОВ, выйти на стопроцентное финансирование планируется только к 2015 году. А пока даже чиновники признают, что бесплатной медицинской помощи на всех не хватает.

Как недофинансирование медицины отражается на жизни пациентов? Допустим, в этом году три пациента нуждаются в протезе коленного сустава. Первым двум операции сделают за счёт средств бюджета. А на третьего денег не хватает. Вариантов у него будет два: ждать следующего года или искать деньги. И если родственники, благотворительные организации или соцзащита помогут, операцию ему сделают хоть завтра. В практике «МОЁ!» был более печальный пример: весной область не закупила онкобольному парню дорогостоящий препарат, сославшись на то, что деньги на это будут только летом. В итоге его тёте пришлось продать гараж, чтобы приобрести лекарство.

При этом руководитель обл­здрава уверяет, что вся необходимая скорая помощь пациентам в любом случае должна оказываться бесплатно и немедленно и нужные лекарства есть в любое время и в любой больнице. Всех же пациентов, которые столкнулись с понуждением воспользоваться платными услугами, руководитель облздрава адресует к правоохранительным органам. По форме это, конечно, правильно. А по сути? Ведь с операционного стола ещё никто не направлялся прямиком в прокуратуру…

 

КАЛЬКУЛЯТОР «Ё!»

Сколько работающий человек платит за медицину?

Для примера возьмём воронежца с зар­платой в 20 тысяч рублей в месяц. Работодатель ежемесячно перечисляет 5,1% от суммы зарплаты работника в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В нашем случае это 1 020 рублей. С подоходного налога каждого работающего гражданина (налог составляет 13%) на здравоохранение уходит примерно четверть, то есть около 650 рублей. Это значит, что ежемесячно такой работник приносит в бюджет здравоохранения 1 670 рублей, а ежегодно — чуть более 20 тысяч рублей.

Много это или мало? Для высокотехнологичной медицинской помощи сумма, конечно, смешная. Но вот для тех, кто раз в год берёт больничный, заболев, скажем, ОРВИ, и раз в год нуждается в услугах стоматолога, дороговато.

 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Больницы получают деньги за каждый укол

Многие врачи дают понять, что делают пациентам ну о-очень большое одолжение, принимая их бесплатно. На деле же поликлиники и больницы получают деньги буквально за каждый укол.

Почему врачи всегда стараются заполнить карточку и столь трепетно относятся к талонам? Потому что эти бумаги — гарантия того, что поликлиника получит деньги от фонда медицинского страхования (за все выполненные услуги поликлиника выставляет счета ФОМСу). У каждой бюджетной услуги есть своя цена, которую определили медучреждения и ФОМС. К примеру, бесплатная для пациента консультация хирурга в диагностическом центре стоит фонду медицинского страхования 270 рублей, консультация онколога — 407 рублей. И даже простую прививку оценили с точностью до копейки — работа медсестры стоит 61 рубль 71 копейку.

Корреспонденты «МОЁ!» заглянули в таблицу тарифов, утверждённых территориальным фондом обязательного медицинского страхования, и обнаружили, что за лечение одного зуба поликлиника получает 530 рублей 32 коп. (осмотр пациента — 37 руб. 88 коп., консультация — 37 руб. 88 коп., оформление документации — 37 руб. 88 коп., анестезия — 37 руб. 88 коп., лечение пульпита зуба с одним каналом — 303 руб. 04 коп., наложение пломбы — 75 руб. 76 коп.). Причём в данном случае учитывается только стоимость работы врачей. Материалы пломбы и препарат, используемый при анестезии, оплачиваются отдельно из средств бюджета. Поэтому в не самом сложном случае за бесплатное лечение одного зуба медицинское учреждение получит около 700 рублей. Примерно такая же цена за лечение зуба указана в прейскуранте в отделении платных услуг.

 

ОТ РЕДАКЦИИ

Вот уже много лет государство подводит медиков к тому, чтобы они руководствовались принципом: «Хочешь жить — умей вертеться». Кто-то подрабатывает в коммерческих клиниках и на платной скорой. Кто-то начинает зарабатывать на больных — берёт взятки, прописывает те препараты, за которые ему заплатили представители фармацевтических компаний, и т. д. А сегодня государство говорит: дорогой врач, тебе больше не нужно вымогать взятки, просто сделай так, чтобы твои пациенты воспользовались платными услугами, и эти деньги к тебе придут уже на законных основаниях. Столкновение частного капитала с медицинской этикой, судя по опыту наших читателей, часто ведёт к проигрышу последней. И нам искренне жаль тех достойных и честных врачей, которым придётся выживать в «монетизированной» системе здравоохранения. Но в первую очередь жаль пациентов, которых эта система постепенно лишает конституционного права на бесплатную медицину...

 


 

источник :  newspaper.moe-online.ru

вернуться в раздел новостей