с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Дмитрий Потопальский: «Игры Омского Минздрава в деньги ценою в жизнь»
30 Июня 2017 г.

Директор "Центра экспертизы в области здравоохранения" Дмитрий Потопальский внушительные и ­­несправедливо растущие, на его взгляд, объемы финансирования по ОМС, которые получают ­некоторые частные клиники Омска, связывает с возможным сговором их руководителей с ­региональным Минздравом.

 

И чтец, и жнец, и на дуде игрец

В 2016 году я обратил внимание прокуратуры Омской области, что в системе здравоохранения сложилась практика наделения чиновников от медицины функциями, при реализации которых возникают коррупционные риски и конфликт интересов.

Стороженко одновременно является:

- председателем комиссии по разработке территориальной программы ОМС – распределяет объёмы медпомощи организациям и устанавливает тарифы на их оплату;

- руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения – предоставляет на рассмотрение комиссии (председателем которой является тоже он) информацию о возможностях организаций, заявляющихся на получение объёмов медпомощи и средств ОМС;

- руководителем рецензирующего органа – выдаёт лицензии, в т.ч. по медицинской деятельности бюджетным и частным медорганизациям на территории области;

- зампредседателя правления территориального фонда ОМС Омской области.

Прокуратура мой письменный запрос переадресовала в правительство Омской области. Руководитель аппарата губернатора Юрий Карючин пояснил, что совмещение указанных должностей не нарушает требования законодательства.

Позже с этим же вопросом я обратился к вице-губернатору Омской области Татьяне Вижевитовой, которая курирует весь социальный блок, одновременно являясь председателем правления фонда ОМС Омской области. Она ответила, что считает Стороженко высоким профессионалом.

Между тем, территориальный фонд ОМС – это «медицинский банк», в котором обращается около 24 млрд руб. в год.

Давайте теперь посмотрим на состав Комиссии по разработке территориальной программы ОМС Омской области, утвержденной Постановлением Правительства Омской области от 1 февраля 2012 года №16-п (ред. от 05. 04. 2017) «О мерах по реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ».

Фактически разработкой программы ОМС занимается управление формирования территориальной программы госгарантий и планирования бюджета департамента экономики и финансов Минздрава Омской области, которым руководит Сергей Мальцев. Но он лишь технический исполнитель. Кураторство над ними осуществляет Сергей Толкачев, замминистра здравоохранения Омской области, руководитель департамента экономики и финансов минздрава Омской области (входит в состав Комиссии).

Ещё один человек, входящий в комиссию – это Георгий Соболев, главврач «ГКБ №1 им. Кабанова А.Н.», человек Стороженко. Он же руководит омским филиалом ­«Нефросовета», который как частная клиника получает почти 300 млн руб через ОМС (подробности ниже).

Таким образом, в комиссию входит 12 человек, 9 из которых принимают решение по согласованию (прописано в документе). Ещё два представителя – это люди, находящиеся в подчинении Стороженко – Толкачев и Соболев.

Фактически получается, что финансами регионального фонда ОМС, а это около 24 млрд руб., распоряжается один человек – министр здравоохранения Омской области Андрей Стороженко.

Вот почему я ставил вопрос о высоких коррупционных рисках для лица, наделенного такими полномочиями. Само распределение объемов медпомощи и ее финансирование из средств ОМС происходит непублично, без какого-либо экспертного и общественного обсуждения. И за это нет никакой ответственности…

Свои люди – сочтёмся…

Теперь посмотрим, кто сегодня получает самые высокотарифные объемы медпомощи, оплачиваемые из средств ОМС Омской области?

Это частная клиника ООО «МЦСМ «Евромед». В соответствии с решением Комиссии от 27 декабря 2016 года были утверждены план-задания по обеспечению госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за счет средств ОМС для ООО «МЦСМ «Евромед» в размере 222 млн руб. А уже в апреле 2017 года эта сумма была увеличена до 289 млн руб. в год.

Если провести анализ финансирования из территориального фонда ОМС бюджетных специализированных медорганизаций (крупных стационаров) Омской области, можно легко обнаружить довольно шокирующие цифры: так, в сравнении с 2014-м годом, в 2017-м финансирование БУЗОО «ГКБСМП №1» увеличилось лишь на 9 %; БУЗОО «ГКБСМП №2» – на 12%,  БУЗОО «МСЧ №4» – на 4%, БУЗОО «КМСЧ №9» и БУЗОО «КМХЦ МЗОО» – на 19%, БУЗОО «ГКБ №1 им. Кабанова А.Н.» – уменьшилось на 7%. А вот финансирование ООО «МЦСМ «Евромед» с 2014 года увеличилось на целых 412% (см. таблицу 1).

Еще один момент: 109 млн рублей из 289, выделенных ООО «МЦСМ «Евромед» Комиссией, оплачиваются за оказание ВМП, хотя профили и номера групп ВМП не уникальны: все они успешно выполняются бюджетными медорганизациями, которые сегодня испытывают большой ­дефицит ­объемов медпомощи, в том числе ВМП (примеры в табл. 2). Эти медучреждения недозагружены по своему потенциалу, хотя для них в свое время приобретали за бюджетные средства дорогостоящее медоборудование, обучали и обучают медперсонал.


Частные МО необходимо вовлекать в систему ОМС, передавать им объемы медпомощи, но только в тех разделах, где ­бюджетная система здравоохранения испытывает трудности

Для чего так очевидно лоббировать интересы частной клиники, реально подставляясь под критику и возможное уголовное преследование, ведь вопросы по незаконной выдаче лицензии ООО «МЦСМ «Евромед» перед СУ СК РФ по Омской области и прокуратурой Омской области никто не снимал? Возможно ответ мы получим, если будут установлены бенефициарные владельцы ООО «МЦСМ «Евромед».

Чтобы снять все подозрения на этот счет предлагаю опубликовать данные физических лиц – бенефициарных владельцев ООО «МЦСМ «Евромед». Лично я хотел бы просить этих людей стать главными лоббистами детского бюджетного здравоохранения в Омской области. Пусть ему тоже будет хорошо.

Про централизацию

Необоснованное увеличение финансирования Омского диагностического центра – еще один момент, вызывающий массу вопросов. Централизация лабораторных исследований в Омской области на базе БУЗОО «КДЦ» была проведена на основании распоряжения министра Стороженко от 2014 года. В соответствие с ним в централизацию были введены 90 бюджетных МО, включая все центральные районные больницы (ЦРП) Омской области и городские поликлиники Омска. А финансирование БУЗОО «КДЦ» из средств ОМС, начиная с 2013 года было увеличено до 1 млрд 149 млн рублей в год (более, чем на 1000%).

Централизация привела к тому, что сегодня простаивает дорогостоящее лабораторное оборудование в поликлиниках и стационарах области, приобретенное за бюджетные деньги. При этом вкладываются значительные средства в новое оборудование для оснащения БУЗОО «КДЦ». Идет сокращение «лабораторных кадров» в бюджетных МО, которые вынуждены были уйти к частнику. Ни минздрав, ни КДЦ не обеспечивает внешнего контроля условий доставки биологических материалов, особенно из районных больниц. Как следствие – под вопросом медицинская и биологическая достоверность результатов.

Увеличилось и время получения результата анализа лечащим врачом, что может прямо препятствовать своевременности и полноте оказания медицинской помощи. Все бюджетные МО, введенные в централизацию лабораторных исследований в КДЦ, с 2017 года ограничены в объеме исследований в КДЦ в среднем на 20%. Это сделано в одностороннем порядке, без объяснения причин. А пациенты, ограниченные в лабораторных исследованиях, вынуждены в итоге обращаться в коммерческие лаборатории.

Про частную клинику «Нефросовет»

На частные диализные центры в Омской области в этом году будет потрачено без малого 600 млн руб, и цифра эта растет каждый год. Но никаких лечебных функций диализ не несет, он лишь помогает пациенту дождаться пересадки почки или просто продлить жизнь. Но у нас в регионе не развивается донорство, ни прижизненное, ни посмертное. В этом направлении и должен действовать минздрав Омской области во главе со своим министром.

В октябре 2013 года пресс-служба регионального минздрава распространила пресс-релиз, в котором сообщалось, что «в феврале 2007 года был открыт центр амбулаторного гемодиализа (...) общее количество диализных мест – 130. Это позволило ликвидировать очередь на лечение и повысить качество оказания медицинской помощи. Сегодня уровень проводимой терапии в отделении диализа соответствует мировому, что напрямую способствует высокой выживаемости пациентов и их хорошей реабилитации – 30-40 % пациентов ­моложе 50 лет продолжают работать...». Но уже в январе
2014 года Стороженко письменно обратился в минимущества Омской области с тем, что на базе БУЗОО «ГКБ №1 им. Кабанова А.Н.» планируется «привлечение частной клиники в рамках ГЧП для создания современного диализного центра, т.к. медицинское оборудование имеющегося бюджетного диализного центра в БУЗОО «ГКБ №1 им. Кабанова» сильно изношено и морально устарело». Министр попросил предоставить «Нефросовету» недвижимое имущество.

«Нефросовет» начал свою работу с января 2015 года в помещениях БУЗОО «ГКБ №1 им. Кабанова» и чуть позже в помещениях БУЗОО «МСЧ №4», которые он получил в безвозмездное пользование сроком на 10 лет общей площадью 2451,7 кв. метров. Почему в безвозмездное? Потому что минимущества Омской области посчитало этот частный медцентр некоммерческой организацией… и решило арендную плату с него не брать…

Своего медперсонала у Нефросовета не было – он был зачислен из штата БУЗОО «ГКБ №1 им. Кабанова». Своего оборудования тоже, его арендовали у московской ООО «НПО РуМед» (ежемесячная арендная плата составляет 868 625,00 руб.). Своего руководителя у «Нефросовета» также не было – им был назначен… действующий главврач БУЗОО «ГКБ №1 им. Кабанова А.Н.» Георгий Соболев
В итоге фактически частная клиника за три года нарастила объемы медпомощи и оплату по ним из средств ОМС региона в два раза (в 2015 году – 140 120,1 тыс. руб., в 2017 году – 292 195,3 тыс. руб.).

Manus manum lavat

Самое страшное во всей этой ситуации – никто ни за что не несет ответственность. Те, кто связаны профессионально с системой здравоохранения Омской области, владеют информацией о том, кто является основными бенефициарами финансовых потоков этой системы, и кто на этом «зарабатывает». Часть такой информации была передана и мне, потом проанализирована и направлена в виде заявления о преступлении в СУ СК РФ по Омской области еще в октябре 2016 года, однако управление по первой части заявления вынесло решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц минздрава Омской области, а по второй части заявления процессуального решения нет до сих пор. В настоящее время мной направлена жалоба генеральному прокурору РФ об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, проведении дополнительной проверки и с просьбой взять ход расследования под свой контроль.

Зачем тем хвалиться, что людям не годится?

Стороженко – это человек, оторванный от реальности.

Не так давно был показательный диалог между министром Стороженко и депутатом одного из районов Омской области на «круглом столе», где обсуждалась работа ФАПов. Депутат заявил, что в его районе из 20 ФАПов реально работают только пять, на что Стороженко ответил, что завтра же предоставит народному избраннику справку, что работают все 20...

Министру стоит быть ближе к народу. Приезжать по утрам в поликлиники, чтобы видеть нескончаемые очереди, лично общаться с пациентами и врачами, которые вынуждены принимать в разы больше пациентов, чем им будет оплачено, не забывать посещать амбулатории и участковые больницы, чтобы своими глазами видеть практическую реализацию собственных управленческих решений.

Реально финансирование сельского здравоохранения с 2014 го сокращено.

К примеру, БУЗОО «Калачинская ЦРБ». Из 33 ФАПов фактически работает 14, т.е. около 40%.

Основная причина – отсутствие медперсонала, неукомплектованность ФАПов, низкая зарплата и отсутствие жилья для проживания персонала.

Ивановская участковая больница:

Из заявленных 9 доврачебных специальностей и 6 врачебных  фактически работает только свой педиатр. Два раза в неделю из Калачинской ЦРБ приезжает фельдшер.

Великорусская участковая больница:

Из заявленных 8 доврачебных специальностей и 6 врачебных  фактически работает свой врач-терапевт и акушер, выделено 5 круглосуточных коек. УБ расположена в двухэтажном здании, кровля которого неисправна. Ремонта нет более 30 лет.

Осокинская врачебная амбулатория:

Из заявленных 9 доврачебных специальностей и 4 врачебных  фактически работает свой фельдшер, врач общей практики приезжает 2 раза в неделю из Калачинской ЦРБ, врач-педиатр 1-2 раза в месяц.

Финансирование городского здравоохранения, которое еще в 2010-2011 годах получало 4,5 млрд руб ежегодно, сейчас увеличено до 8,8 млрд руб. Денег стало больше, но это мало кто заметил. Минздрав Омской области практически централизовал все закупки для нужд бюджетного здравоохранения, и старается сам управлять всеми закупками от лекарственных препаратов до расходных медицинских материалов. Это привело к росту конечной стоимости.

Во второй части моего заявления в СУ СК РФ по Омской области была описана схема реализации возможного картельного соглашения и осуществление согласованных коррупционных действий при закупе лекарственных препаратов между Минздравом Омской области и некоторыми поставщиками. Ждем процессуального решения…

В результате недавней проверки Счетной палаты РФ на предмет целевого использования средств федерального бюджета в Омской области было установлено, что в 2015-2016 годах были заимствованы, в том числе у бюджетных медицинских организаций Омской области средства, полученные ими от оказания платных медицинских услуг. В результате были сокращены расходы на использование полномочий в здравоохранении и соцзащите, что привело к возрастающему дефициту средств на реализацию территориальной программы ОМС, срыву исполнения демографических показателей, показателей доступности и качества медпомощи. Проверка также показала, что средства регионального бюджета Омской области, направленные в территориальную программу госгарантий бесплатного оказания медпомощи, в регионе системно снижались, поэтому ежегодно увеличивался ее дефицит: в 2015 году он составил 1,9 млрд руб., в 2016 году уже 2,7 млрд руб. При этом расходы населения Омской области на платную медпомощь за этот период возросли с 1,8 млрд рублей до 2,1 млрд рублей. Представление по итогам данной проверки было направлено в Генеральную прокуратуру и Правительство Омской области. Но финансирование так и не стало более прозрачным. Ситуация не меняется.

 


источник :  bk55.ru

вернуться в раздел новостей