с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

"Особое мнение"
10 Мая 2011 г.

Минздраву нужны профессионалы от медицины

Известная правозащитная организация Лига защитников пациентов обратилась к президенту и к премьер-министру с предложением расформировать Минздравсоцразвития. О том, что стало поводом для этого, и чего в итоге хочет добиться Лига, мы узнаем от её президента Александра Владимировича Саверского.

Лига защитников пациентов действительно хочет расформировать Министерство здравоохранения и социального развития?

По словам Александра Саверского, слово "расформировать" появилось от журналистов. Оно, конечно, в определённом смысле отражает позицию Лиги, но всё-таки имеет свою специфику. Поэтому он надеется, что слушатели сами разберутся.

А поводом для обращения к первым лицам в государстве стало даже не выступление Леонида Михайлович Рошаля на известном медицинском форуме, в котором он подверг достаточно жёсткой критике Минздравсоцразвития в присутствии премьер-министра В. Путина, а анонимное письмо, которое последовало в ответ на эту критику со стороны коллектива Минздравсоцразвития и которое было вывешено в блоге ведомства.

Оно начинается совсем смешными словами: "Извините, Владимир Владимирович, что мы к вам обращаемся…" Это просто какие-то люди с протянутой рукой в вагоне метро просят премьер-министра. О чём же они просят? Они просят оградить их вообще от любой критики. И всё это официально, в обращении к премьер-министру. И от кого оградить? От Леонида Михайловича Рошаля, который является самым уважаемым, может быть, человеком в России?

Когда А. Саверский это понял, ему стало ясно, что все последние три года, когда этот коллектив Минздравсоцразвития работал, Лига защитников пациентов не имела никаких шансов быть там услышанной. То есть, это люди, которые не хотели и не хотят работать в условиях поступления обратной связи. Когда Лига защитников пациентов давала какие-то свои предложения, обращалась в министерство, делала экспертные заключения к законам, пыталась критиковать, – всё это просто игнорировалось. И теперь это в письме, наконец, написано.

Ведущий Игорь Гмыза и президент Лиги защиты пациентов Александр Владимирович Саверский в студии ''Радио России''
Когда всё это было прочитано и проанализировано, ничего другого не оставалось делать, как обратиться к премьер-министру с просьбой удовлетворить желание коллектива Минздравсоцразвития демократическим путём – убрать со своих постов, уволить весь состав министерства, который имеет к этому письму отношение и который не хочет общаться с обществом, не хочет слушать критику. И, соответственно, на их места набрать новый коллектив.

Какую критику Минздравсоцразвития не хочет слушать? За что чаще всего критикуют это ведомство? Понятно, что сегодня только ленивый не пинает систему российского здравоохранения. Во многих странах, которые живут гораздо лучше России и где медицина на значительно более высоком уровне, там тоже люди редко довольны здравоохранением.

А. Саверский считают сложившуюся ситуацию в России абсолютно ненормальной. Что касается недовольных в других странах, эксперт уверен, что вся разница в процентах. В других странах всё-таки 30 процентов недовольны национальными системами здравоохранения, а в России (даже В. Путин об этом говорит) – около 70 процентов недовольных. Хотя на самом деле, говорят, недовольных сейчас уже чуть ли не 90 процентов.

О чём ещё пишет в своём письме Лига защитников пациентов? Ладно бы, 70 процентов недовольных. Если бы динамика в данном вопросе была позитивной и население видело, что в системе здравоохранения происходят хорошие перемены, что огромные деньги тратятся на нужды людей, что всё-таки есть положительная динамика, все бы молчали.

Но ведь этого не происходит. Огромные деньги тратятся, какая-то имитация деятельности постоянно происходит. Внешние советы и критика не воспринимаются. Делается всё так, как считают нужным люди в аппарате Минздрава.

Президент Лиги защиты пациентов Александр Владимирович Саверский у микрофона
А. Саверский привёл простой пример. 25 мая 2010 года была принята всероссийская Декларация прав пациентов в России. Это произошло на I Всероссийском конгрессе пациентов. На конгрессе присутствовала первый замминистра Скворцова Вероника Игоревна, которая сказала, что декларация получилось замечательной, и пообещала обязательно её инкорпорировать в проект разрабатываемого закона Минздравом. Через полгода этот проект закона об охране здоровья граждан появился, он был внесён в Госдуму на рассмотрение буквально перед праздниками. И там не оказалось ничего из Декларации прав пациентов в России.

Там нет даже ни слова о праве родственников пациентов на проход в больницу к своему близкому человеку. Забыл эту норму в 1993 году законодатель. В больницу имеют право пройти священнослужитель, законный представитель, адвокат, а про родственника тогда забыли. Вернуть в список родственника – это такая мелочь, но даже и этого в проекте закона нет.

Не говоря уже о таких более сложных правах пациента, как об уважении времени пациента, о праве на ознакомление с медицинскими документами родственников и т.д.

Если говорить о ещё более сложных вещах, то в проекте закона "Об основах охраны здоровья граждан" идёт поражение пациента в правах. Везде говорят, что у людей появится право на выбор врача, лечебного учреждения, и тут же госпожа министр говорит, что участковый принцип сохранится.

А. Саверский не понимает, как при участковой системе здравоохранения можно выбирать лечащего врача. Он что, один по всем участкам будет бегать? Когда видишь нормы права в ныне действующем законе и в проекте, то понимаешь, что работать они не точно будут. Если сейчас в стране действует право на выбор врача с учётом согласия нового врача, которого пациент выбирает, и всё, то в проекте говорится о том, что врача можно выбирать раз в год. Спрашивается, почему раз в год? Может пациент хочет поменять врача до истечения года. Сейчас, если возможности позволяют, мощности ЛПУ и главный врач не против, пациент договорился и меняет врача. Но в новом законопроекте сделать пациент это сможет только раз в год, при этом ему будет необходимо соблюсти кучу условий. Получается поражение пациента в правах, а это нарушение конституционной нормы, ибо Конституция не позволяет умалять права граждан. И подобных норм несколько.

В недавно принятом Законе об ОМС, есть совершенно смешная вещь. Они договорились до того, что теперь в России полис ОМС является барьером в реализации конституционных прав человека. Так оно и было на практике, но теперь это положение официально узаконено. Оно заключается в том, что полис ОМС является основанием для оказания медицинской помощи гражданам. То есть, нет полиса, нет медицинской помощи. Можно представить себе сцену: человек упал на улице с инфарктом, приезжает врач и что, начинает у него по карманам шарить в поисках полиса? Это не нормально.

Но кое-где чиновники от Минздрава договорились и до полного абсурда. В Правилах ОМС, которые приняты в соответствии с законом об ОМС, написано, что в случае возникновения чрезвычайных ситуаций страховые компании создают передвижные мобильные пункты по выдачи полисов ОМС. Тут ядерная война идёт, а страховщики полисы раздают.

В результате у российских пациентов с реализацией их прав возникает всё больше и больше проблем.

Чиновники договариваются до абсурда, но ведь законопроекты вносятся в Госдуму, которая их принимает. Закон об ОМС принят, передвижные пункты узаконены. Только ли Минздрав виноват в этом?

А. Саверский уточнил, что то, что касается передвижных пунктов, это положение содержится в Правилах ОМС, утверждённых ФОМСом. Это не норма закона, но ФОМСу такое право дали, поэтому он это сделал.

Что касается принятия законопроекта, всем известно, как всё это устроено в России. Правительство внесло, а его возглавляет известный человек, который возглавляет партию, имеющую в Думе большинство, чего тут объяснять.

А. Саверский вспомнил, как в 2009 году принимался первый закон этого коллектива Минздрава – Закон об обращении лекарственных средств. Гость в студии был непосредственным свидетелем того, как это происходило. 23 декабря, накануне Нового года, проект закона на 140 страницах был внесён в Госдуму. 28 января, через месяц, включая новогодние праздники, он было единогласно проголосован. Ещё через пять дней единороссы впервые выступили за проведение экспертного совещания по поводу закона. Собрались 50 экспертов. И после того, как 15 из них выступили, один из депутатов-единороссов спросил у зала, есть ли в нём кто-то, кто может высказаться в поддержку закона, не было поднято ни одной руки.

Испуганные единороссы (Грызлов, Володин) идут к премьер-министру, это уже попало всё в телевизор, и говорят, за что мы это голосуем. А в ответ им было сказано, что по тому, кто недоволен решениями, принимаемыми правительством, будут приниматься кадровые решения. И был уволен руководитель Росздравнадзора.

Вот в такой жёсткой атмосфере принимаются законы без обсуждения с экспертным сообществом и без учёта его мнения. Поэтому людям лучше не становится, потому что эти решения не консолидированные. Они не выработаны в результате каких-то обсуждений, споров, дискуссий и т.д. Это просто рождённые кем-то законопроекты. Именно поэтому доктор Рошаль на конгрессе и просил показать ему тех людей, кто эти законы пишет. Общество даже этого не знает. Это тоже не нормально.

Обязательно ли руководитель Минздравсоцразвития должен быть врачом? А. Саверский согласен с премьер-министром, что это не обязательное условие и что министром может быть менеджер, но обязательным условием является то, чтобы министр имел при себе большую прослойку хороших профессионалов. Проблема сегодня в том, что их в Минздраве практически нет. Единственный, кто в министерстве держит хоть какой-то уровень, это Вероника Игоревна Скворцова. Но один в поле не воин. Остальные люди в коллективе Минздрава к медицине имеют весьма далёкое отношение. И в этом проблема, когда и министр не медик, и управленческой прослойки профессионалов от медицины нет.

 

источник :                                                                                                                        вернуться в раздел новостей

Радио России