На очередном "круглом столе" о медицине, наконец, один из докторов рассказал о "правде жизни"
Мероприятие состоялось в минувшую пятницу по инициативе Общественной палаты Владимирской области.
Журналистов пригласили на встречу с представителями медицинского сообщества с целью донести мнение докторов о непрекращающихся конфликтах "пациент-врач", когда последних, как считают сами медики, обвиняют едва ли не во всех смертных грехах и, как не однократно заявлялось и на последнем, и на предыдущих "круглых столах", попросту "травят".
Почва для подобного разговора была подготовлена заранее. Накануне "круглого стола" в СМИ попало письмо представителей врачебного сообщества, адресованное владимирским пациентам.
В нём они говорили о необходимости прекратить эту самую "травлю".
Претензии у докторов не столько к реальным "личным" конфликтам, когда доходит до избиения врачей, сколько к тому, что в последнее время медицинские проблемы активно обсуждаются в социальных сетях и средствах массовой информации.
Именно в этих обсуждениях больше всего "достаётся на орехи" врачам.
Вот небольшая выдержка из опубликованного 13-го июля письма:
"Все общество как будто решило, что врачи – это не люди, их можно оскорблять, унижать, травить, и делать это можно безнаказанно. Ведь врачи все стерпят, все снесут, это же не люди – это врачи.
Еще одно обращение было озвучено в начале "круглого стола".
Его подготовил Общественный совет при департаменте здравоохранения администрации Владимирской области.
Анонсировала Председатель Общественной палаты Владимирской области и третье обращение в защиту медиков.
Его в адрес официальных общественников направили представители Владимирского областного отделения всероссийской общественной организации ветеранов "Боевое братство".
Правда, организаторы и участники мероприятия так увлеклись обсуждением первых двух обращений, что про "открытое письмо" боевого братства забыли.
Пожалуй, это и к лучшему: о направлении деятельности данной общественной организации известно много и давно и вряд ли в тексте обошлось без традиционного упрёка в "раскачивании лодки".
Напомним, проблемы регионального здравоохранения на различных уровнях обсуждают с апреля месяца.
Тогда состоялся первый "круглый стол", организованный областной Общественной палатой. И поскольку он получился чересчур "официальным" и была озвучена идея вывести "недовольных пациентов" в "оффлайн".
Получилось это весьма куце: на заседании коллегии по вопросам здравоохранения (в ней принимала участие губернатор Светлана Орлова) "проблемные" вопросы, что удалось задать "простым" владимирцам выглядели очевидно подготовленными. Да и "официоза" было значительно больше.
Второй "круглый стол" вообще превратился в площадку для взаимного обмена упрёками между медицинским сообществом и недовольными пациентами по поводу личности главы департамента здравоохранения Александра Кирюхина.
Правда, те проблемы, что были озвучены в этот раз, впоследствии нашли своё подтверждение в материалах Генеральной и областной прокуратуры.
Так что на этом фоне третий "круглый стол" прошёл достаточно конструктивно. То ли потому, что спорить врачам было не с кем и они, наконец, просто донесли свою позицию до пациентов, то ли потому, что вопрос с отставкой Александра Кирюхина, широко обсуждавшийся в регионе-33, был за несколько дней до этого закрыт.
Могло, конечно, мероприятие скатиться в "расширенный брифинг" или пресс-конференцию медиков, если бы в завершение его слово не взял Главный врач Судогодской Центральной Районной Больницы Анатолий Уколов.
Откровениями доктора, пожалуй, больше, чем журналисты (им, наконец, удалось услышать не только упрёки в свой и в адрес недовольных пациентов, но и очевидное признание проблем), были шокированы организаторы "круглого стола".
Основной посыл доктора - "лечить" надо не "недовольных пациентов" или "обиженных докторов", а саму систему, в которой и одни, и другие - заложники "обстоятельств".
Собственно, выступление Анатолия Анатольевича можно оставить без комментариев.
"Я слушаю всё и понимаю, что мы всё больше боремся с симптомами. Любой врач вам на любом уровне объяснит, что лечение бывает этиологическое, патогенетическое и симптоматическое.
Симптоматическое - самое безнадёжное, это путь в никуда. То бишь, вылечив болезнь, температура уйдёт сама. Глупо лечить пневмонию, назначая жаропонижающие средства.
Вот давайте углубимся немного и вспомним, кто-то из старшего поколения это помнит, была такая организация ОБХСС, которая боролась с хищениями в торговле. Которая расстреливала порой даже этих торговых работников, сажала на какие-то неимоверные сроки! А коррупция была, а взяточничество было, а кумовство было!
Изменились отношения в торговле, в обществе, и эту организацию расформировали, она стала не нужна.
Может быть, мы посмотрим этиологически - почему у нас профессия врача перестала быть престижной? Почему у нас профессия медсестры перестала быть престижной?
Как же так — от нас требуют нормы закона соблюдать от "а" до "я", а мы прав не имеем? Почему?
Давайте мы тоже встанем на позицию Конституции и потребуем то, что нам гарантирует трудовое законодательство: нормальный рабочий день.
Ведь когда бастуют шахтёры, диспетчеры - им ведь повышают зарплату не за счёт увеличения рабочего дня. Ведь им повышают зарплату за их рабочий труд!
Давайте мы тоже, нам платят там, допустим, 11-15 тысяч рублей, мы отработали по Конституции гарантированные нормы, встали и пошли.
Давайте посмотрим на Судогодский район.
У нас дефицит кадров — 45 процентов. Из оставшихся 55 - 60% пенсионеры. Когда я говорю слово "пенсионеры", я не имею в виду женщин 55 и мужчин 60 лет, это 70 - 75 лет.
Вот сейчас у меня хирург замечательный, к сожалению, умер практически на рабочем месте в 75 лет. У меня районному педиатру 70 лет. У меня недавно только ушла заслуженный врач Российской Федерации, детский доктор - 81 год. Вы понимаете?
Как можно вот с этими силами оказать все те пункты, которые нам указывает прокуратура, которые нам указывают проверяющие?
У нас на одного пациента две проверки, у нас порой по пять прокуроров сидят, нас проверяют, куда только каких отчётов мы не пишем.
Когда я говорю о дефиците... Вы ещё поймите, что, помимо этого, это ведь не 60%, на самом деле, и не 55%.
Ведь, смотрите, почему-то на медицину возложили обеспечить призыв, то есть дать медиков, обеспечить призывников. У военных есть свои медицинские кадры, пусть они организуют свой призыв! Почему мы должны за счёт своих медиков призыв организовывать?
Каждый врач у нас на селе имеет не одну специализацию, он может быть врач-терапевт-кардиолог-эндокринолог. Раз в пять лет врач должен пройти сертификационный курс повышения квалификации, то есть он имеет три специальности, уже три года по два месяца он выпадает из лечебного процесса.
Врачи имеют право на болезнь. Если ему 70-80 лет, он может заболеть. А молодые доктора имеют маленьких детей, они тоже уходят на больничный.
Плюс ко всему, велопробег "Москва-Васюки" - "обеспечить медицинское обслуживание": скорую помощь выдай, фельдшера выдай; а работать-то кто будет на линии?
На выходе, из четырёх автомобилей скорой медицинской помощи, которые мне положены по закону, у меня работают два, вместо двух фельдшеров работают по одному фельдшеру.
Скажите мне, каким образом я могу уложиться в те нормативы, которые мне предоставляют? Вот каким образом я смогу это сделать?
Я в своё время, я — достаточно возрастной человек, был в комсомоле, я от комсомола никогда не отрекусь, и в комсомоле был такой лозунг: "Критикуешь — предлагай". Что же делать? Может быть, надо устранить причины? Устранить болезнь?
Как на законодательном уровне поднять престижность, начать хоть с чего-то?
Вот хорошая инициатива, сразу вам привожу пример: миллион сельскому доктору. Прекрасная инициатива? Прекрасная! Пришёл на село — получил миллион рублей.
Но она не работает.
А почему она не работает? А потому что законодатель почему-то не указал, что пять лет за этот миллион он должен отработать, а не просто календарных пять лет отсидеть.
Ко мне приходит молодая девушка, закончившая институт, получает миллион и уходит в декретный отпуск, и уезжает к мужу. Немного погодя она возвращается, и во второй декретный через три года уходит. Пять лет отработала, миллион получила, уехала, куда хотела, написала заявление на увольнение. Всё.
Я перед депутатами поднимал этот вопрос, когда выборная кампания была, перед Аникеевым поднимал этот вопрос. Я спрашивал: "Введите в Госдуме поправку к этому закону, что она должна отработать пять лет на селе, почему она не отрабатывает этот срок?".
Прекрасная инициатива: врач на селе должен зарабатывать 25-ти процентную надбавку. Прекрасная? Прекрасная!
Давайте посмотрим: из трёх пациентов, которые принимаются у нас в поликлинике в Судогде, два — сельского населения. Почему врач из Судогды не имеет права на сельскую надбавку? Почему он считается городским жителем? Почему на него не распространяется сельское законодательство? Давайте введём тоже на уровне закона, что если врач более 50% принимает сельского населения, он имеет право на эту надбавку. Ну, в конце концов, хоть как-то поможем этому врачу, этому медику.
И вот таких нюансов — масса, и почему бы нам не внедрить их на законодательном уровне? Почему бы нам не поднять престиж медиков?
Ведь вы поймите: медики — это не самые глупые граждане нашей страны, они — тоже умные люди. И никогда медики не позволят вытирать об себя ноги, сколько бы им ни говорили, что бы им ни делали, но пока они не будут получать достойное вознаграждение за свой труд, они всё равно будут работать не так, как вам хочется.
Вы хотите по закону? Давайте по закону! Что будет?
Вот сказали: четыре человека приняли, 38 остались. Куда пойдут эти люди?
А ведь фактически сейчас требуют с главных врачей что?
Строгости, исполнения нормативов. В результате, как только начинаешь немножечко проявлять эту строгость, получается ситуация, как в Собинке сейчас сложилась, да? То есть, сразу ответная реакция, и сразу же врачи устраивают бунт: "Нам уже такой главный врач не нравится"!
Так что? Строгость проявлять или лояльность?
Я вот, допустим, не рубль, чтобы меня все любили, а как проявлять строгость, если за спиной никого нет?
Вот сейчас сидит их два человека на приёме, вы знаете, им даже бастовать не надо, им даже забастовку не надо устраивать, они просто придут завтра и скажут: "Анатолий Анатольевич, мы требуем соблюдения трудового законодательства! Мы будем работать на голую ставку".
Всё, я пишу заявление на увольнение. Я не смогу работать, потому что он, отработав у меня две смены здесь, он ещё вечером выйдет на дежурство. Нервы-то на пределе. Человек же не загнанная лошадь. Естественно, что они срываются, естественно, что у них накал идёт — спичка вспыхнула, костёр загорелся.
Чего мы добиваемся? Мы добиваемся того, чтобы соблюдалась законность в отношении нас.
Это всё равно, что медсестра ползёт оказывать раненому помощь, и говорит: "Подожди-ка, дорогой мой — я повязочку надену, руки обработаю, халатик себе застегну по санэпиднормам, потом тебе перевязку сделаю".
Как это так? Мне прокуратура в вину поставила, что я утилизировал отходы в чёрных пакетах вместо жёлтых. Это как, простите, влияет на качество оказания здравоохранения? А это нарушение. А 20 тысяч штрафа получила за это медсестра старшая, при зарплате своей в 15 тысяч.
А контракты эти, 44-ый ФЗ?
Вот я коснусь сейчас льготного медицинского обеспечения. Вот мы, врачи, поставили диагноз. 80% успешного лечения — это правильная постановка диагноза. Мы правильно поставили диагноз, мы правильно назначили лечение, мы правильно назначили препараты. Скажите, почему главный врач должен заняться льготным обеспечением этого человека?
Государство ему обещало, что он будет получать это лекарство? Пусть государство и обеспечивает! Пускай органы соцопеки проводят эти торги, которые отнимают массу времени.
Пускай они проводят строительство новых корпусов. Я что? Строитель, что ли? Вот нужно строить новую больницу. Давайте строить новую больницу! Но почему главный врач должен строить эту больницу, объясните мне? Есть другие для этого органы.
Я могу много ещё наговорить, но меня вот, к сожалению, прерывают. Может быть, в процессе будут какие-то вопросы возникать — я готов на них отвечать".
Александр Степанов
источник : tomiks33.ru