с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Гаврилов: Общественные мониторинги помогают восполнять пробелы в работе Росздравнадзора
21 Июля 2017 г.

Необходимость установления общественного контроля за соблюдением прав пациентов на льготное лекарственное обеспечение вызвана в первую очередь недостатками в работе государственных органов управления здравоохранением, которые по закону обязаны обеспечивать права граждан, считают эксперты Общероссийского народного фронта и Фонда независимого мониторинга «Здоровье».

 

Эксперты Фонда «Здоровье» и активисты Общероссийского народного фронта с января 2017 г. реализуют совместный проект «За доступные лекарства», направленный на обеспечение прав пациентов на льготные лекарства.

«В рамках проекта с февраля по март мы провели мониторинг перечней льготных лекарств для амбулаторного лечения, утвержденных субъектами РФ на 2017 г. Выяснилось, что только 5 из 85 регионов включили в свои льготные лекарственные перечни все 646 лекарств, которые входят в федеральный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) и цены на которые регулируются государством. Большинство же регионов при составлении льготных списков включали в них препараты, цены на которые подвержены значительному росту. Это, по нашему мнению, не только снижает доступность льготных лекарств для жителей многих регионов, но и ставит российских граждан, проживающих в разных субъектах, в неравные условия», – сообщил член Центрального штаба ОНФ, директор Фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов.

Он напомнил, что наименьшее число жизненно важных препаратов включили в свои льготные перечни такие регионы, как Тверская область (7 из 646, что составляет всего 1% от федерального списка), Ивановская область (56, или 9%), Нижегородская (19%), Амурская (20%), Свердловская (22%), Архангельская (22%) области и Карачаево-Черкесская Республика (29,23%).

«Мы неоднократно призывали Минздрав России принять порядок формирования региональных льготных лекарственных перечней для амбулаторных пациентов и закрепить обязательность присутствия в них лекарств из федерального перечня ЖНВЛП», – сообщил Эдуард Гаврилов.

По результатам мониторинга в ряде субъектов в региональные перечни не попали препараты для лечения ВИЧ- и онкологических заболеваний, но странным образом там оказались лекарства с недоказанной эффективностью и даже гомеопатические средства. Кроме того, 33 региона из 85 вообще не включили в свои перечни ни одного препарата для лечения туберкулеза. Лишь 10 из 85 регионов включили все противотуберкулезные лекарства (21) из федерального перечня ЖНВЛП.

«Более трети регионов включили в свои льготные лекарственные перечни на 2017 г. препараты по торговому наименованию, а это может ограничить конкуренцию при закупках лекарств и снизить их доступность для жителей регионов. Антилидерами среди субъектов РФ стали Тверская, Амурская и Иркутская области, включившие в региональные льготные перечни по 16 препаратов по торговому наименованию. За ними следуют Севастополь (8), Забайкальский край (7), Вологодская область (5), Чувашская Республика, Рязанская область, Санкт-Петербург и Республика Дагестан (по 4)», – рассказал общественник.

Он высказал обеспокоенность тем, что около половины регионов России снизили затраты на покупку лекарств для онкологических больных, согласно данным НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента.

«Это еще один печальный пример того, что федеральные органы управления здравоохранением не контролируют формирование регионами льготных лекарственных списков. Если бы на практике стояла задача обеспечить лекарствами как можно больше льготников, регионы включали бы в свои списки как можно больше препаратов из федерального перечня ЖНВЛП. Ведь чем больше позиций лекарств регион закупает по фиксированной цене, тем большее их количество он сможет приобрести для большего числа пациентов», – отметил Эдуард Гаврилов.

Он рассказал о том, что в адрес фонда поступают многочисленные жалобы от пациентов из разных регионов на нарушение их прав на льготное лекарственное обеспечение. Специалисты фонда разбираются в каждом случае и направляют обращения в региональные органы управления здравоохранением и территориальные органы Росздравнадзора. В ряде случаев пациентам удается помочь, однако бывает и так, что чиновники отвечают отписками.

«В ответ на наше обращение по поводу нарушений в лекарственном обеспечении пациента из Иркутской области, страдающего сахарным диабетом, региональный орган Росздравнадзора ответил, что передал наш запрос своему общественному совету, а тот в свою очередь рекомендовал региональному минздраву изучить опыт других регионов по обеспечению лекарствами больных сахарным диабетом. Разве в этом должна состоять работа Росздравнадзора? Почему не была проведена проверка и не было выдано предписание об устранение нарушений?» – выразил удивление Гаврилов.

Он подчеркнул, что Росздравнадзор должен выявлять нарушения законодательства в сфере обращения лекарственных средств и принимать меры к их устранению, привлекая к ответственности нарушителей. А такими нарушителями иногда становятся сами региональные органы управления здравоохранением.

«К сожалению, мы часто видим, что Росздравнадзор не выявляет нарушения, допущенные местными минздравами. В результате, нередко общественным организациям приходится брать на себя обязанности по защите прав граждан, – отметил Эдуард Гаврилов и добвил: – В рамках проекта «За доступные лекарства» Фонд «Здоровье» уже помог многим пациентам. Мы будем и впредь продолжать нашу работу по устранению нарушений при льготном лекарственном обеспечении в регионах».

Гаврилов призвал пациентов-льготников, испытывающих трудности с получением лекарств, положенных им по закону, обращаться за помощью в Общероссийский народный фронт и в Фонд независимого мониторинга «Здоровье».



источник :  onf.ru

вернуться в раздел новостей