Сергей Скородумов, заместитель директора медицинского диагностического центра «Энерго», в интервью «Общественному контролю» рассказал о противостоянии частной клиники и чиновников за право проводить петербуржцам магнитно-резонансную и компьютерную томографии по полисам обязательного медицинского страховани.
Предыстория вопроса
В 2013 году ООО МДЦ «Энерго» заявило о своем желании участвовать в территориальной программе ОМС, выполняя жителям Петербурга МРТ и КТ по направлениям врачей государственных медицинских учреждений. Комиссия по разработке территориальной программы ОМС в Петербурге выделила «Энерго» на эту цель более 1,7 млн рублей. В 2014 году объем финансового обеспечения медицинской помощи по МРТ И КТ для «Энерго» был увеличен до 9,9 млн, в 2015-м - до 12,5 млн, а в 2016-м - до 24,5 млн рублей.
Ежегодно частная клиника бесплатно проводит МРТ и КТ по направлениям врачей государственных поликлиник и онкодиспансеров. При этом она превышает выделяемые территориальным фондом ОМС квоты, поскольку медиков удовлетворяет качество диагностики в этом центре и они активно направляют в «Энерго» своих пациентов. А отказывать людям в услуге по полису ОМС, когда квоты заканчиваются, в частной клинике не могут, поскольку руководствуются федеральным законодательством.
Так, часть 1 статьи 11 федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» гласит: «Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются».
А в пункте 1 части 2 статьи 20 федерального закона № 326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ» говорится, что «медицинские организации обязаны бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования». Что это означает на практике? Любая частная клиника обязана принимать направленных к ней пациентов по полисам ОМС без ограничений. Альтернатива - не участвовать в работе системы ОМС.
Но такой подход клиники «Энерго» к участию в программе ОМС и доверие врачей многих городских медучреждений к ее МРТ и КТ-исследованиям почему-то не были приняты во внимание. В 2017 году комиссия по разработке территориальной программы ОМС в Петербурге без объяснения причин уменьшила объем финансирования проведения МРТ и КТ в МДЦ «Энерго» сразу на 63% - до 9 млн рублей. И это стало поводом для судебного разбирательства.
Распределение квот на МРТ и КТ для частных клиник попало в зону магнитной аномалии
- Сергей Львович, почему для Петербурга важно, чтобы частные клиники участвовали в программе ОМС, проводя МРТ и КТ?
- По закону, получив направление на томографию, пациент должен пройти МРТ или КТ в срок до 30 дней с момента выписки направления. А если есть подозрение на онкологию - в течение 14 дней. Но поскольку эти виды диагностирования сегодня очень востребованы, в государственных медучреждениях образуется очередь на МРТ или КТ, которая может растянуться и на пару месяцев. А платить, к примеру, за МРТ головного мозга с тарифом исследования в 4000 рублей и еще столько же - за введение контрастирующего вещества, что часто необходимо, могут далеко не все. К слову, КТ тоже стоит немало - более 6 тысяч рублей с контрастом.
Поэтому город был заинтересован в участии частных медицинских организаций в программе ОМС по МРТ и КТ. Это разгружает томографы государственных медорганизаций, сокращает очередь на диагностику и помогает врачам и пациентам выбирать те диагностические центры, которые устраивают их по качеству обслуживания и месту расположения.
- Судя по информации из открытых источников, среди коммерческих медицинских организаций, которые проводят МРТ и КТ по полисам ОМС, столь резкое сокращение квот в 2017 году затронуло только МДЦ «Энерго». Почему?
- В ТФОМС нам толком ничего не объяснили, но мы проанализировали официальную информацию по финансированию МРТ и КТ в частных клиниках и обнаружили, что столь большое сокращение квоты - с 24,5 до 9 млн рублей, то есть в 2,7 раза - коснулось только нас. Можно было бы предположить, что нам урезали бюджет, чтобы распределить высвободившиеся деньги между шестью новыми коммерческими медицинскими организациями, которые с 2017 года тоже участвуют в программе ОМС. Но это не так, поскольку в совокупности им выделено на проведение МРТ и КТ по полисам ОМС меньше 5 млн рублей. Версия о том, что сэкономленные на «Энерго» средства пошли на увеличение квот для других частных клиник, тоже отпадает, поскольку самое большое повышение квоты в этом году - на 458% - было у Дорожной клинической больницы ОАО «РЖД», но речь идет о росте всего лишь до 2 млн рублей. Согласитесь, не так уж много по сравнению с тем, что у нас забрали.
Зато квота для ООО «НМЦ-Томография», которая в прошлом году составляла 47,5 млн рублей, в этом году сократилась всего на 13% - до 41,3 млн. При этом наши мощности точно такие же: по два магнитно-резонансных и компьютерных томографа. Незначительно - с 25,2 млн рублей до 22,4 млн - снизилась квота и для ООО «Лечебно-диагностический центр МИБС имени Сергея Березина». Если бы наша квота в 2017 году осталась на прежнем уровне или сократилась так же незначительно, а не в 2,7 раза, мы бы в суд не пошли. А сейчас придется бороться с несправедливостью. И наша главная цель - не возвращение прошлогодних объемов финансирования диагностики по полисам ОМС, а создание честных, понятных и прозрачных механизмов распределения квот по программе ОМС.
- Сергей Львович, почему нынешние действия распределителя квот вы считаете непонятными и непрозрачными?
- Чиновники в первую очередь должны руководствоваться буквой закона. Но критерии, по которым комиссия по разработке территориальной программы ОМС в Петербурге оценивает коммерческие медицинские организации, претендующие на квоты по МРТ и КТ, никем не утверждены. Да и утверждать их, скорее всего, неверно, поскольку в них мало логики. Определяла эти критерии рабочая группа, чей состав, как и критерии оценки клиник, которые она выработала, никто надлежащим образом не утверждал.
Так вот, критерий, за соответствие которому медицинская организация может получить 25 баллов из 100 возможных, называется «Месторасположение аппарата». Подразделение лучевой диагностики, претендующее на квоту по МРТ и КТ, получает эту максимальную оценку, если его томограф расположен в медицинской организации, оказывающей и другие виды медицинской помощи, а технические характеристики аппаратуры по сравнению с этим критерием оказываются не столь важными. Это наводит на мысль, что критерии разрабатывались под конкретные медучреждения. Но, повторюсь, они не имеют законной силы. Точно так же, как и деятельность рабочей группы, их разработавшей, потому что нет официального документа о ее создании и утверждении ее состава, подписанного главой комитета по здравоохранению правительства Петербурга. Суд запрашивал у комиссии эти бумаги, она их предоставить не смогла.
Гораздо логичнее оценивать частные организации, претендующие на работу по программе ОМС, по таким критериям, как своевременность выполнения диагностики, качество обследования и отзывы врачей, направляющих на МРТ и КТ, а также отзывы пациентов. Месторасположение диагностического центра по сравнению с этими характеристиками, по мнению многих экспертов и пациентов, не имеет особого значения. К слову, все наши аппараты находятся в шаговой доступности от ближайших станций метро.
И позвольте привести несколько цифр. На июль 2017 года МДЦ «Энерго» выполнил по программе ОМС исследований МРТ и КТ на сумму более 23,5 млн рублей. ТФОМС компенсирует нам по итогам года только 9 млн рублей (по 2,25 млн за квартал). На сегодняшний день мы перевыполнили годовой объем финансирования на 160%. Но нарушать законы и отказывать в помощи людям, которых к нам направляют врачи госучреждений, мы не в праве.
«Если вошел в систему ОМС, принимай пациентов бесплатно, несмотря на квоты»
- Выходит, что за истекшие полгода вы приняли по ОМС почти столько же человек, сколько было у вас в прошлом году? Как такое возможно?
-Можно предположить, что на это есть две причины. Во-первых, врачей и особенно - онкологов - устраивает качество нашей работы, поэтому они и выписывают своим пациентам направления в МДЦ «Энерго». Подчеркну, это именно врачи решают, куда выписывать направление на МРТ и КТ. И делают это они не потому, что симпатизируют нашей клинике, а потому что нуждаются в качественных обследованиях, назначаемых все большему числу пациентов.
А во-вторых, есть предположение, что в других частных медицинских организациях отказываются принимать пациентов на МРТ и КТ по полисам ОМС сверх выделенных им квот. И необязательно напрямую - можно сказать, например, что аппаратура на ремонте. А на главврачей государственных поликлиник обрушиваются жалобы на несоблюдение сроков проведения диагностики. В таких случаях им приходится вопреки рекомендации по маршрутизации пациентов направлять людей туда, где МРТ и КТ делают в срок, независимо от квоты.
Но ТФОМС заявляет в суде, что «Энерго» нарушает эту самую маршрутизацию. Но ведь направления выписываем не мы! Так, с января по июнь 2017 года в МДЦ «Энерго» пациентов направили 59 государственных бюджетных учреждений здравоохранения: городские поликлиники, больницы, женские консультации, онкологические диспансеры. И 31 из этих учреждений не соблюло рекомендацию по маршрутизации пациентов. Так и хочется обратиться к руководству городского комитета по здравоохранению: запретите подведомственным учреждениям направлять к нам дополнительно пациентов. Обяжите врачей назначать МРТ и КТ не больше определенного количества в год. Однако такого приказа, скорее всего, не будет, особенно письменного, потому что он не законен.
В то же время, по нашей информации, чиновники комитета звонят в некоторые поликлиники и требуют не направлять пациентов в МДЦ «Энерго» при том, что существуют серьезные проблемы с выполнением сроков исследований. Делается это, конечно, неофициально, но настойчиво. Вот так получается: вместо того, чтобы отрегулировать механизм спроса и предложения по квотам на высокотехнологичную диагностику, в лице клиники ищут «козла отпущения».
При чем тут вообще «Энерго»? В чем наша вина? В том, что врачи и пациенты отмечают наш профессионализм, о чем свидетельствуют многочисленные благодарственные письма от администраций государственных клиник и наша трехкратная победа в конкурсе «Клиника года», основанная на голосовании горожан? Не так давно мы получили также диплом как лучшая клиника в области лучевой диагностики, которую нам вручили газета «Город 812» и Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга. Что же получается? Общественное мнение разительно отличается от позиции некоторых чиновников, которые по застарелой привычке стараются плыть против течения.
Если у ТФОМС все-таки есть данные, что наша клиника нарушает законы и нормативные акты в рамках участия в программе ОМС, занимается приписками, пусть проводит комплексную проверку наших центров!
К слову, общий объем средств ОМС, выделенный на МРТ и КТ в Петербурге в 2017 году, равен 612,67 млн рублей, что на 2,76 млн больше, чем в 2016 году. При этом коммерческим медицинским организациям квоты сократили на 12%, а государственным подняли на 4%. У чиновников специфическая арифметика.
- Тем не менее Арбитражный суд Петербурга не удовлетворил иск МДЦ «Энерго» к комиссии по разработке программы ОМС в городе. Ситуация с квотами не изменилась, и вы продолжаете принимать пациентов за свой счет. А перспективы какие?
- Это был суд первой инстанции. Сейчас мы готовим апелляцию. Если решение не изменится, пойдем выше… Частные клиники, участвующие в территориальной программе ОМС, говорят о непрозрачности принимаемых решений по квотам. При Ассоциации частных клиник Петербурга даже создана рабочая группа по рассмотрению спорных вопросов, касающихся распределения квот системы ОМС. Это подтверждает актуальность проблемы.
Желание частных клиник участвовать в программе ОМС назвали «угрозой нацбезопасности»
- Сергей Львович, на сайте ТФОМС 18 мая этого года появилась публикация, в которой приводятся слова замдиректора Территориального фонда Вадима Стожарова о том, что за последние четыре года доля частных медицинских организаций, действующих в системе ОМС, выросла в два раза. И с одной стороны, это сделало сферу городского здравоохранения более ориентированной на пациентов, а с другой - количество таких организаций и их предложения превышают потребности населения в медицинской помощи и финансовые возможности системы ОМС. Вы с этим, конечно, не согласны?
- Я помню эту публикацию. В ней еще говорится, что «в погоне за средствами территориальной программы медицинские организации часто перевыполняют объемы медицинской помощи сверх установленного плана-задания. Это наносит значительный удар по бюджету фонда ОМС, который планируется и утверждается заранее. Неконтролируемый расход государственных обязательств по ОМС, который не подкрепляется финансово, может стать проблемой национальной безопасности».
Так можно договориться до того, что частные клиники, которые в рамках ОМС оказывают помощь гражданам, не имеющим достаточно средств на дорогостоящие обследования, будут отнесены к «вредительским организациям»… Но, слава Богу, есть и более объективный взгляд на вещи. Так, комиссия Федеральной антимонопольной службы еще в прошлом году заявила, что в Петербурге нет «условий недискриминационного распределения объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи среди медицинских организаций в рамках программы ОМС, что привело к ограничению конкуренции». Смольный пытался оспорить в суде предписание ФАС устранить нарушения, но суд встал на сторону антимонополистов. Правда, распределение квот по-прежнему непрозрачно.
- Сергей Львович, а какую систему распределения объемов оказания медицинской помощи среди коммерческих медицинских организаций города в рамках программы ОМС вы бы считали правильной?
- Правильно оценивать претендентов на квоты по их конкретной работе и, конечно, важны технические характеристики оборудования и количество аппаратов в конкретной клинике. Квоты на следующий год нужно распределять, учитывая эти показатели за весь предшествующий год. А тех, кто нарушает сроки и отказывает в приеме пациентам по полису ОМС, ссылаясь на разные причины, убирать из программы. Тогда это будут равные конкурентные условия.
Есть и другой антикоррупционный вариант - выдавать пациентам на руки список диагностических центров, аккредитованных в системе ОМС. Пусть сами выбирают, в какую клинику идти. А комитет по здравоохранению и ТФОМС пусть контролируют лишь сроки и качество выполнения медицинских исследований и исключают из системы ОМС нарушителей.
По итогам года несложно проанализировать, куда люди чаще всего шли обследоваться на МРТ и КТ, где получали услугу качественно и в срок. Кроме того, объемы выделяемых квот целесообразно регулировать через поликлиники, врачи которых как раз и выписывают направления на исследования.
В общем, на наш взгляд, решать должен пациент при участии врача, а не чиновник.
- Спасибо! И успехов Вам!
источник : ok-inform.ru