с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Ожидание смерти подобно
03 Августа 2017 г.

Друзья и близкие в день рождения желают нам, прежде всего, здоровья. Оно и понятно, главное – не болеть, остальное приложится. Но недуг коварен и, как всегда, застает нас врасплох. Тогда мы отправляемся в поликлинику, где, по идее, нас должны вылечить. Мы идем за врачебной помощью, но частенько получаем очередную порцию проблем, ведь зачастую даже записаться на прием к специалисту или сдать анализы – долгое и нервное дело. Только из-за огромных очередей многие люди решают заняться самолечением, что частенько приводит к самым печальным последствиям. «Самарские известия» узнали, как долго приходится ждать медицинского обслуживания горожанам и в какие сроки пациенты должны получать его по закону.

 

Приходите в октябре

Эта история не так давно случилась с нашим журналистом. Она отнюдь не шокирующая, наоборот, – банальная. Скорее всего, нечто подобное уже случалось с кем-нибудь из читателей.

Корреспондент «Самарских известий», почувствовав недомогание, отправился в поликлинику Советского района. Терапевт после прослушивания, простукивания и прощупывания поставил диагноз: обострение хронического панкреатита. Так как раньше эту болячку у пациента не находили, то врач отправил его на дополнительное обследование - УЗИ брюшной полости.

В поликлинике нужного аппарата не оказалось. Но он имелся в другом медицинском учреждении неподалеку (в 15 минутах ходьбы), куда и направляли больных на УЗИ. Журналист «Самарских известий» все утро просидел в очереди на прием к терапевту и, наконец, получив заветное направление, отправился в другую поликлинику.

В регистратуре помогли найти нужный кабинет, где производилась запись на исследование. В помещении с диагностическим оборудованием за столом над тетрадью склонилась женщина в белом халате. Пациентов, кстати, в кабинете в тот момент не было.

Далее – короткий диалог:

- Я на УЗИ по направлению, можно?

- Да, давайте его сюда.

Затем женщина в халате записала что-то в свою тетрадь, а на листочке направления с обратной стороны начертала несколько цифр: 24.10.14, 10:00. И молча вернула. Пациент с листком в руке недоуменно спросил:

- Так приходить-то когда?

- У вас там все написано: приходить 24 октября в 10.00, - раздраженно ответила женщина в белом халате, видимо, не поняв причину удивления журналиста.
Чтобы внести ясность: в тот день на дворе было 8 августа. А это значит, что УЗИ назначили через два с половиной месяца. Что оно сможет к тому времени показать? К концу октября острый период болезни, может, уже пройдет, а ее причина так и останется неизвестной. А может, за это время пациент… Не хочется строить догадки, тем более что медицина - наука точная, оснащенная массой всевозможной аппаратуры. Другое дело – человеческий фактор. Он в некоторых муниципальных медицинских учреждениях, как бы это помягче выразиться, пока еще не на уровне современных требований.

Официально

«Самарские известия» к болезни своего журналиста, естественно, отнеслись более внимательно, а посему решили узнать, сколько же по закону пациент должен ждать приема к врачу-специалисту или обследования по направлению. Для этого мы отправили запрос в министерство здравоохранения Самарской области.
Из ведомства сообщили, что пациенты должны получать медицинскую помощь в конкретные сроки, которые рекомендованы территориальной программой. Так, оказание первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП) в неотложной форме должно быть предоставлено в течение не более двух часов с момента обращения. Прием врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медицинской помощи в плановой форме, а также проведение диагностических инструментальных (они включают в себя рентгенологические, эндоскопические, ультразвуковые, электрографические и электрометрические способы обследования) и лабораторных исследований - не более 10 рабочих дней с момента обращения.

В течение месяца пациентам обязаны провести: компьютерную, магнитно-резонансную томографию, ангиографию (метод контрастного рентгенологического исследования кровеносных сосудов). В эти же сроки в больницах и поликлиниках должны оказывать специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь в стационарных условиях.

Время ожидания приема, назначенного по предварительной записи, не должно превышать 30 минут от указанного в талоне. Исключение допускается, если врач в этот момент оказывает экстренную помощь другому пациенту или больному, который имеет право получить медицинскую помощь вне очереди. Другие посетители, ожидающие приема, должны быть проинформированы персоналом больницы. Время ожидания врача, медсестры или фельдшера при оказании медицинской помощи и услуг на дому не должно превышать шести часов с момента вызова (кроме периодов эпидемии).

Если больному поставлен диагноз злокачественной опухоли или есть подозрение на это заболевание, то плановый прием его оказывается в срок не более одного месяца. В перечень услуг для такого больного также входит рентгеновская компьютерная или магнитно-резонансная томография.

Смертельная отсрочка

Журналист «Самарских известий» решил отправиться в местную городскую больницу №4, чтобы пообщаться с пациентами. К тому же, где как не в очереди, люди готовы поделиться своим опытом.

На первом этаже на одной из дверей надпись – УЗИ. Как ни странно, около нее сидят всего лишь два человека: молодая девушка и седовласый мужчина, у которого в одной руке медицинская карточка, а в другой палочка. Он сразу же вызывает доверие, и я обращаюсь к нему со своими вопросами. Как уже было сказано выше, рекомендованные сроки диагностического обследования, в том числе УЗИ, при оказании первой медицинской помощи - 10 дней. «Так, сейчас посмотрим, когда мне врач назначил», - говорит пенсионер и начинает листать свою толстую медицинскую карту, пока, наконец, не находит нужное направление: «Доктор выдал мне талончик 14 августа, прошло 12 дней». Человек передо мной вполне доволен, что он может бесплатно пройти диагностику, да и сидеть в очереди ему практически не пришлось.

Следующий мой собеседник – молодая симпатичная блондинка в черном, как выясняется позже, траурном платье: в больницу она пришла после поминок. Не так давно в ее жизни произошла трагедия – из-за рака в запущенной стадии умерла близкая родственница. У тети Ирины Калининой врачи обнаружили миому. Опухоль с каждым днем становилась больше. Однако лечащий врач поликлиники №15 ничего не смог сделать, очередь на бесплатное УЗИ была такой большой, что когда по записи пришло время проходить ультразвуковое исследование больной, ее уже просто не было в живых. Разумеется, семья предприняла все возможное. Когда речь идет о жизни и смерти, отдашь последние деньги за платное медицинское обслуживание. «Я вообще была в шоке от всего того, что случилось. После этого в бесплатную медицину не верю вообще, а все анализы делаю платно», - признается Ирина. Горький рассказ ей дается с трудом, поэтому я стараюсь не задавать много вопросов.

Глух к чужой беде

Попасть к врачу – еще не значит получить квалифицированную помощь. Один из читателей «Самарских известий» из-за долгого ожидания приема к доктору чуть не потерял слух. Все началось с того, что у Ивана Смычкова три дня болело ухо. На четвертый день он обратился к своему участковому врачу. Терапевт выписал направление к отоларингологу. На этом история могла бы закончиться благополучным выздоровлением, однако оказалось, что попасть на прием к лору можно не раньше, чем через десять дней. Этот срок показался больному бесконечным: боли с каждым днем становились все более мучительными, спать было вовсе невозможно. Во время приема врач вынес неутешительный диагноз – запущенный отит, а в качестве лечения назначил недельный курс ушных капель. «А когда следующий прием?», - взмолился измученный пациент. «Приходите через неделю», - ответил доктор, что-то записывая в медицинскую карту непонятным почерком. Всю неделю больной, преодолевая страдания, добросовестно исполнял предписание врача, однако лечение не возымело эффекта. К назначенному сроку он снова пришел на прием к отоларингологу, но каково же было его удивление, когда он узнал, что врач ушел в отпуск, забыв предупредить об этом своего пациента. Ему ничего не оставалось, как пойти к руководству поликлиники, устроить скандал и только после этого получить направление в другое медицинское учреждение. Настойчивость Ивана Смычкова дала результат: он получил направление в больницу им. Калинина, где ему оказали квалифицированную помощь и сохранили слух.

Куда обращаться?

В официальном ответе областного минздрава «Самарским известиям» пояснили, куда обращаться, если сотрудники медицинских учреждений нарушают сроки, рекомендованные региональной программой. «Согласно статье 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской области и страховыми медицинскими организациями.

Проверки медицинских организаций также проводит федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. Кроме того, по Трудовому кодексу работодатель имеет право привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности за совершение дисциплинарного проступка.

Таким образом, если нарушены права пациента, он может обратиться с жалобой: к руководителю или другому должностному лицу медицинской организации, в министерство здравоохранения Самарской области, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области. Пациент может обратиться и в страховую медицинскую организацию, которая выдала ему полис ОМС. Еще одна инстанция – управление Роспотребнадзора по Самарской области.

 


источник :  samarskieizvestia.ru

вернуться в раздел новостей