Нет, вы слышали про поликлинику то, что услышал я? Оказывается, у нас будет новая поликлиника (П).
Раньше у нас была только идея сделать П экономной. Действительно, там же жуткое расточительство. Говорят, что есть места, где врачи даже бездумно расходуют одноразовые простыни и перчатки. Впрочем, мало кто видел таких расточителей, а потому сомневаются.
Назвали проект «бережливая П». «– специальная бригада выезжает в поликлиники и отслеживает все организационные и медицинские процессы, от записи к врачу до получения результатов. Проводится анализ ошибок и предлагаются модели их устранения. Всего в проект вовлечены 115 П. В некоторых из них работа над ошибками дала значимый результат, говорит Скворцова: «Время ожидания у кабинетов сократилось более чем в три раза. И совершенно изменилась технология прохождения лабораторных исследований. П, которые уже сейчас в проекте, показали резкое увеличение удовлетворенности населения, которое приписано к этой поликлинике, качеством полученной медицинской помощи». Планируется в течение ближайших двух лет поработать таким образом с 2 тысячами П.
(Приоритетами Минздрава стали ЗОЖ, поликлиники и аккредитация врачей)»
Кажется, чего уж лучше? «Для всей страны это важнейший пилотный проект, который позволит чуть более чем за четыре месяца полностью переформатировать логистику технологических процессов в двух П – взрослой и детской. Изменилось все», – сообщила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.
(Скворцова: проект «Бережливая поликлиника» оказался эффективным)»
Все же изменилось? Ан нет. Надо, оказывается, новую модель (слово иностранное, но не запрещенное пока в РФ).
«Новая модель медицинской организации – пациентоориентированная медицинская организация, отличительными признаками которой являются доброжелательное отношение к пациенту, отсутствие очередей за счет правильной организации процессов и работы персонала, качественное оказание медицинской помощи, приоритет профилактических мероприятий в первичном звене здравоохранения»(из паспорта проекта (Медведев утвердил новую модель работы поликлиник)
«Пациентоориентированная медицинская организация» — это такой перевод с англ. “patientcentered medical organization”. Что такое «patient centered»? Во всю историю медицины, кажется, всё делалось в известной степени для пациентов? Коротко говоря, пациентоцентрическая медпомощь — это такая медпомощь, при оказании которой пациент с его интересами находится в центре ценностей, интересов и процессов медорганизации. Смешно? Да, но смысл всё же есть.
В современном российском здравоохранении, особенно в первичке, есть масса деятельности, которая не нацелена на интересы пациентов, а нацелена на удовлетворение других интересов. Например, активная вакцинация от гриппа, вплоть до принудительной. Диспансеризация. Вплоть до принудительной. Минздрав же лучше знает, что надо! Человек приходит за больничным по простуде, а ему отказывают, пока не прошел флюорографию. Знакомо?
Соответственно проект по развитию пациентоцентричности надо было бы приветствовать. Но что настораживает: «В рамках проекта должен быть создан подведомственный Минздраву центр организации первичной медико-санитарной помощи. Учреждение будет заниматься выявлением проблем в первичном звене, предлагать решения и курировать апробацию новых методик в поликлиниках. В субъектах планируется открыть региональные центры организации первичной медико-санитарной помощи, которые будут курировать ситуацию с внедрением новых практик в своих медучреждениях.»
Вообще-то только в Москве у нас 100500 научных и «научно-практических» заведений с профилем «организация здравоохранения». Некоторые из них возглавляются аж академиками. А в некоторых есть даже специалисты, давно и плодотворно работающие над совершенствованием первичной медпомощи. Трудно не предположить, что проект этот ориентирован не на дело, а на бряцание бубенчиком (американцы, когда не заняты разработкой антироссийских санкций, называют это buzz word).
Логично было бы предположить, что с планами создания «новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» Минздрав выйдет на обсуждение в профессиональном сообществе. На худой самый конец обратится в профильные институты оргздравовского профиля, в Общественный совет при МЗ. Ан нет. Просто спустили нам «приоритетный проект».
Стараясь быть справедливым, замечу, что есть всё же большой прогресс за 17 лет. Когда начали пурить деньги в нацпроет «Здоровье», на него вообще не было никакой документации, никаких «паспортов». Просто постановления, которыми разбрасывали деньги. Теперь обоснования мы тоже не видим, содержания не видим. Но предъявлены хотя бы некоторые «показатели». Есть что-то, что указывает и на «модель». Вот оно:
«»Новая модель медицинской организации» — пациентоориентированная медицинская организация, отличительными признаками которой являются доброжелательное отношение к пациенту, отсутствие очередей за счет правильной организации процессов и работы персонала, качественное оказание медицинской помощи, приоритет профилактических мероприятий в первичном звене здравоохранения.
Основные направления, реализованные в проекте:
перераспределение нагрузки между врачом и средним медицинским персоналом;
оптимизированная логистика движения пациентов с разделением потоков на больных и здоровых;
переход на электронный документооборот, сокращение бумажной документации;
открытая и вежливая регистратура;
комфортные условия для пациента в зонах ожидания;
организация диспансеризации и профилактических осмотров на принципах непрерывного потока пациентов с соблюдением нормативов времени приема на одного пациента;
внедрение мониторинга соответствия фактических сроков ожидания оказания медицинской помощи врачом с момента обращения пациента в медицинскую организацию установленным срокам ожидания в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.»
На мой взгляд, тут нет ничего нового, просто предполагается делать всё то же, но тщательнее. Как из «перераспределение нагрузки между врачом и средним медицинским персоналом» родится пациентоцентричность – вообразить трудно. Если к числу «основных направлений» отнесена «открытая и вежливая регистратура», то почему к числу «основных направлений» не отнесено аккуратное подстригание ногтей персоналом?
Интересно, что проект еще не начался, а «С 2019 года начинается планомерное тиражирование «Новой модели медицинской организации» с учетом численности прикреплённого населения и организационной формы.
По результатам завершения проекта, оценки успешности его реализации и экономической эффективности «Новая модель медицинской организации» в дальнейшем может быть распространена на все медицинские организации первичного звена здравоохранения субъектов Российской Федерации.»
Я не боюсь оказаться резким в оценке проекта. Кажется, мы никогда не видели столь наглядные признаки убожества инициатив Минздрава.
Василий Власов
источник : osdm.org