Активисты "Общероссийского народного фронта" критикуют процедуру независимой оценки качества услуг медучреждений, которую проводит Минздрав РФ. Они запустили свой проект под названием "Народная оценка качества", в рамках которого проводят рейды по поликлиникам, станциям скорой помощи и приемным отделениям больниц. Учреждения тестируются по ряду критериев: открытости, комфортности, времени ожидания, доброжелательности сотрудников и удовлетворенности пользователей. Например, Москве и Подмосковью поставлены отметки "отлично" и "хорошо", а Карачаево-Черкесия находится на противоположном конце шкалы, пишет "Коммерсант".
Отсутствие финансов и нехватка специалистов — самые распространенные оправдания, которые слышат представители ОНФ от чиновников. "Но наш опыт показывает, что основные проблемы, создающие дискомфорт для людей, это управленческие решения,— говорит господин Климов.— В Ставрополе нам говорили, что невозможно отучить людей приезжать к шести утра в очередь за талоном. Но в крае есть поликлиника, где за два месяца наладили прием по талонам строго по расписанию".
В Калуге люди не могут попасть с направлением к узкому специалисту более месяца, при этом за деньги к нему можно обратиться в тот же день. В Уфе сотрудники регистратуры детской поликлиники не записывают обратившихся в соседнюю поликлинику, если специалист в отпуске.
В той же Москве, с оценками ОНФ вряд ли согласятся сами москвичи, вынужденные часам ожидать в очереди, чтобы сдать кровь на анализ или пройти ЭКГ. Запись к специалистам в большинстве случаев недоступна - благодаря недавней "оптимизации" поликлиник, в ряде из них специалистов просто не осталось, всех перевели в центральные филиалы, где больных встречают огромные очереди и ожидание приема неделями. О качестве лечения в московских поликлиниках говорить также не приходится, поскольку врачи, стараясь побыстрее обработать нескончаемый поток пациентов, лечат спустя рукава - назначают минимум и отправляют домой, руководствуясь принципом гоголевского «Ревизора» «человек простой: если умрет, то он и так умрет, если выздоровеет, то он и так выздоровеет». О новых методах лечения болезни или эффективных лекарствах, не входящих в программу госгарантий или отсутствующих в медучреждении, пациенту просто не рассказывают.
Про Подмосковье также рассказывают леденящие душу истории. Так, например, когда в одной из поликлиник подмосковного Воскресенска стало плохо мужчине, сидевшему в очереди – как вы думаете, что первым делом сделали работники медучреждения (все дипломированные врачи и медсестры)? Нет, не пробовали лично помочь, сделать искусственное дыхание в самые важные первые мгновения, когда организм еще можно реанимировать. Просто вызвали «скорую помощь»… И пока врачи ехали к… врачам, человек умер, пишет Общая Газета.
Если подобному лечению ОНФ ставит высокие оценки, то что же тогда должно твориться в регионах?
В Минздраве РФ "Ъ" заявили, что проверки, проводимые гражданским обществом, "несомненно, являются важными". "Сформирована рабочая группа с ОНФ, в рамках которой результаты проведенных проверок могут быть детально обсуждены с привлечением регионов, где нарушения были выявлены", — отметили в министерстве.
Глава Лиги защиты пациентов Александр Саверский заявил "Ъ", что рейтинги и оценка не смогут улучшить работу врачей. "Нужны другие способы. Например, введение для врачей административной ответственности — штрафов, лишения квалификации. Сейчас есть только уголовная ответственность, но всех же не пересажаешь", — подчеркнул господин Саверский.
Что Вы думаете о предложении главы Лиги защиты пациентов Александра Саверского ввести для врачей административную ответственность - штрафы, лишение квалификации и т.д.? Улучшит ли это ситуации? В чем, по-вашему, проблемы с качеством услуг в медучреждениях? Что можно предпринять для улучшения ситуации? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к российским парламентариям.
***
Контролировать работу системы здравоохранения надо в любом случае. Даже если система работает идеально, она должна быть в поле зрения, чтобы сложившийся ритм не был нарушен.
Главную причину, по которой люди неудовлетворенны состоянием медицинских услуг, выделить невозможно. Вопрос дисциплины точно не на первом месте. В зависимости от региона и проблемы разные. Практически везде есть проблема нехватки узких специалистов. Еще одна проблема – в оптимизации сети. Раньше фельдшерско-акушерские пункты и амбулатории были везде, включая небольшие населенные пункты. Но при оптимизации системы здравоохранения их закрыли в связи с низкой посещаемостью и нехваткой персонала. А люди привыкли, что пункт есть, естественно они высказывают недовольство. То есть нужен новый регламент приема людей, транспортная доступность.
Так что надо комплексно смотреть, каким образом обеспечивать обслуживание населения. В Москве, например, специалистов хватает и транспортная доступность хорошая. Но стоит вопрос соблюдения регламентных норм. А вот в малых городах вопрос не в регламенте, а в объективных причинах.
Если нарушаются нормативные документы, могут быть административные взыскания. Если положено, чтобы врач начинал прием в 9 часов утра, а он приходит на работу на полтора часа позже, естественно с него должен быть соответствующий спрос. Это нормальный контроль. Главное, чтобы был конкретный перечень наказаний, и чтобы эти наказания не превращались в инструменты расправы с неугодными людьми.
Александра Саверского я хорошо знаю как одного из экспертов по вопросам здравоохранения, по защите интересов пациентов. Безусловно, эти интересы необходимо защищать всесторонне, и при любых обстоятельствах к пациенту должно быть доброжелательное и профессиональное отношение со стороны врачей. Поэтому мне хорошо понятно, почему в отношении врачей предлагается предусмотреть систему определенных мер административной ответственности.
В то же время я считаю, что на вопрос надо смотреть шире. Одними мерами ответственности, одним только "кнутом" проблему, конечно, не решить. Тут и без "пряника" никак не обойтись. Ведь большая беда заключается как раз в том, что во всех издержках реформ в здравоохранении крайними оказываются врачи. Даже в нехватке бесплатных лекарств для определенных категорий больных многие склонны винить врачей!
Все это очень печально. На самом деле для решения проблемы необходим системный подход, и прежде всего к качеству самого управления системой здравоохранения. И кстати, в этом плане то, чем занимается ОНФ – дело очень полезное, особенно если учесть, что результаты организуемых активистами рейдов могут сразу доводиться до высшего руководства страны. Есть надежда, что благодаря проекту ОНФ будут оперативно приниматься комплексные меры по улучшению ситуации.
Как законодатель могу сказать, что в первую очередь надо увеличивать объемы финансирования здравоохранения, в том числе и опираясь на майские указы президента, предусматривающие зарплаты врачей на уровне 200% от средней зарплаты по региону. А что сегодня происходит на местах из-за нехватки средств? Зарплат врачам не повышают, и они вынуждены работать на нескольких работах: по совместительству, за счет дежурства и т.д. Естественно, это ведет к огромной физической и психологической нагрузке, к стрессовым ситуациям для врачей, что неизбежно сказывается и на качестве медицинского обслуживания. Поэтому и нужно увеличивать финансирование, чтобы врачи получали высокую заработную плату, и им не приходилось метаться с одной работы на другую. Я также считаю, что нужно пересмотреть систему управления медучреждениями таким образом, чтобы к руководству этими учреждениями приходили профессиональные менеджеры.
Мне кажется, нельзя уповать только на одну какую-то административную сторону. Ну, введем мы систему мер административной ответственности для медиков. И что, от этого медики станут лучше работать? Боюсь, это приведет к тому, что врачи начнут просто разбегаться кто куда. А у нас сегодня и без того серьезный дефицит медкадров. Нет, с мнением Саверского я согласиться не могу.
Вот инициатива активистов ОНФ, на мой взгляд, заслуживает внимания. Общественный контроль, общественная экспертиза в сфере медицинских услуг должны быть обязательно. Другое дело, как реализовать все те предложения, с которыми общественники выйдут по итогам такого мониторинга. Наверное, нужно стараться выходить с ними в парламент, в правительство, добиваться совершенствования законодательной базы.
Ну а основные проблемы нашей медицины, в том числе качества медуслуг, на мой взгляд, нужно искать прежде всего в формах организации системы здравоохранения. В советское время у нас была система государственной медицины, которая успешно развивается сегодня во многих странах, включая Германию и Великобританию. А мы, к огромному сожалению, в свое время решили перенять американскую модель страховой медицины, которая в России абсолютно не приживается. У нас она превратилась в спекулятивную медицину, а такой медицине что важно? Чтобы больной никогда не вылечился, и тогда медицинское учреждение будет иметь доходы.
Поэтому необходимо возвращаться к государственной системе здравоохранения, которая ставит задачу вылечить человека, и которая имеет серьезную профилактическую составляющую.
Одновременно надо пересматривать подходы к бюджетному финансированию. По подсчетам экспертов, на здравоохранение из консолидированного бюджета требуется не менее 7% бюджетных средств. А у нас сегодня выделяется только порядка 4,5%, т.е. весьма существенное недофинансирование происходит.
Конечно, необходимо совершенствовать и подходы к подготовке медицинских кадров. В школах теперь не стало никакой профориентации, которая раньше была неотъемлемой частью учебного процесса. В результате что происходит? Подал вчерашний школьник документы в пять вузов, в три его зачислили, и он сидит и думает, какой выбрать – медицинский, педагогический, или, скажем, аграрный. Во многом именно поэтому мы так часто стали наблюдать ситуации, когда молодые специалисты, - врачи, учителя, агрономы, инженеры и т.д., - работают абсолютно не по призванию.
источник : regions.ru
Людмила Кононова
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике (Архангельская область)
Я согласна, что остается много проблем в системе здравоохранения, и Минздрав о них знает. Особенно их много в системе первичного звена – районных поликлиниках, ФАПах, амбулаториях. И порой действительно принимают не совсем верные управленческие решения. Есть моменты, когда путем грамотных решений можно было бы выровнять ситуацию. Именно на это направлен проект Минздрава "Бережливая поликлиника", чтобы сделать открытой регистратуру, создать удобства для пациентов, ожидающих в очереди, самые посещаемые кабинеты должны быть перенесены на первые этажи и прочее. Проект начал реализовываться в этом году, и почти в каждом регионе есть пилотные поликлиники, а потом все должны перейти на такой формат обслуживания.
Что касается дополнительной ответственности, то в действующем законодательстве детально прописана ответственность для медиков. И если мы сейчас начнем еще ужесточать, то придем только к тому, что и без того существующая кадровая проблема, особенно в сельской местности, еще больше усугубится. Сейчас главная задача сделать наше здравоохранение эффективным, а не добиться только наказания. Тем более оценки любых экспертов всегда субъективны. Если это не конкретное серьезное преступное деяние, не надо придумывать новых видов ответственности, а административная уже существует.
Так что я согласна: нарушений пока много, и именно поэтому реализуется на федеральном уровне этот проект. А в дополнительной административной ответственности не вижу необходимости. Наоборот, у нас недостаточно норм, защищающих врачей. Мы, например, планируем ввести ответственность за непропуск машины скорой помощи. А то говорим о защите прав пациентов, но мало думаем, что у нас и врачи находятся в непростой ситуации.