30.08.2017.
Генеральному прокурору
Ю.Я. Чайке
Уважаемый Юрий Яковлевич!
Просим Вас принять меры по защите здоровья школьников.
«Лигой пациентов» в Правительство РФ было направлено письмо от 15.02.2017. об ухудшении состояния здоровья детей и детских суицидах в связи с созданной системой образования и государственных экзаменов, а также в связи с превышением норм времени обучения детей по СанПиНу 2.4.2.2821-10 в сравнении с нормами труда по Трудовому Кодексу РФ (переписку прилагаем).
По факту ухудшения здоровья школьников и превышению санитарных норм учебы в сравнении с нормами ТК РФ ответа получено не было.
В полученном ответе Рособрнадзора, в частности, сказано: «Экзамены независимо от формы их проведения всегда связаны с волнениями и стрессами». При этом Рособранадзор сам направил в регионы Письмо от 29 января 2015 г. № 10-30» «О необходимости проведения психологической подготовки к ГИА обучающихся выпускных классов общеобразовательных организаций».
То есть, понимая, что экзамен – это стресс, вместо устранения его причины, государственный орган направляет в школы психологов, чтобы бороться со стрессом. И, видимо, проблема со стрессом уже настолько серьезная, что требует в масштабах всей страны участия психологов в подготовке детей к экзаменам.
В письме сообщается, что результаты исследований свидетельствуют об отсутствии статистически значимых различий в состоянии выпускников, сдававших ЕГЭ, по сравнению с выпускниками, сдававшим экзамены в традиционной форме (в письме результаты исследований не приведены, источник не указан).
Однако до введения ЕГЭ психологи школьникам массово были не нужны. Массовая потребность в психологах демонстрирует разницу в уровнях стресса между традиционной формой экзаменов и ЕГЭ, не говоря уже о том, что сама подготовка к ЕГЭ является стрессовой задолго до ЕГЭ (сейчас уже дети сдают экзамены в четвертом классе). Эта разница видна и в состоянии здоровья школьников, на ухудшение которого мы ссылались в нашем первоначальном письме, на что ответа не получили.
Система, которая требует массового участия психологов в школе, должна немедленно приступить к исключению стрессового влияния на детей, поскольку наличие стресса является фактором, причиняющим здоровью и жизни детей вред.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. При этом санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (это главное санитарно-эпидемиологическое правило, которое нарушено стрессом от ЕГЭ).
Согласно Закону РФ "О защите прав потребителей" школьники являются потребителями образовательных услуг.
Из пункта 1 статьи 7 названного закона следует, что потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни и здоровья потребителя.
Государственными органами признано, что в школе имеется стресс и повышенная тревожность из-за управляемых причин, то есть безопасность нарушена и здоровье потребителя причиняется вред.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения, среди прочего, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; проведения социально-гигиенического мониторинга.
Все перечисленные функции принадлежат не Минздраву, не Минобрануки и не Рособрнадзору, а Роспотребнадзору согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".
Признание Рособрнадзором того обстоятельства, что услуга вызывает у потребителя стресс, - является фактом признания государственным органом власти того, что нарушен целый ряд норм законов и прав детей, включая не только вышеназванные законы о санитарно-эпидемиологическом благополучии и о правах потребителей, но и международные нормы о правах детей.
Так, согласно ч.2 ст.6 "Конвенции о правах ребенка" государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка, а согласно ч. 3 ст.24 государства-участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.
Признавая факт стресса, требующего массового вмешательства психологов, чиновники Рособрнадзора при этом сообщают, что «фактов суицида, связанных со сдачей ЕГЭ, ни в одном субъекте Российской Федерации не зарегистрировано».
То есть массовый стресс есть, но, по мнению чиновников, на здоровье и суициды он не влияет. Это – прямое противоречие значительному числу открытых источников, элементарной логике и общечеловеческим знаниям о влиянии стресса на здоровье и жизнь людей!
В первоначальном письме в Минобрнауки «Лига пациентов» ссылалась на данные, прямо указывающие на ухудшение здоровья детей, и именно школьный стресс не может не являться одной из этих причин. В нашем же письме была ссылка на письмо Минобразования РФ от 04.08.2011 г. № 03-03/5556, где приведены следующие причины суицидов: неуспехи в учебе, низкий уровень школьной адаптации (в 2009 году – 31, в 2010 году - 27); бестактное поведение отдельных педагогов (психологическое насилие), конфликты с учителями (в 2009 году – 7, в 2010 году - 5), боязнь ЕГЭ и низкий уровень сдачи ЕГЭ (в 2009 году – 5, в 2010 году - 8). Итого, в 2009 году со школой были связаны 44 суицида, в 2010 году – 40.
В Письме Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки от 18 января 2016 г. № 07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида" сказано, что высокий уровень тревожности детей и подростков вследствие повышения требований в учебном процессе является одной из причин роста суицидов. Тем самым признается и факт повышения требований в учебном процессе, и высокий уровень тревожности из-за этого, и что это является причиной суицидов.
Факты суицидов из-за экзаменов и школьной нагрузки подтверждены публично много раз в ведущих и научных СМИ:
https://ria.ru/spravka/20100602/241538298.html
http://academica.ru/…/763095-suschestvuet-li-svjaz-mezhdu-…/
https://life.ru/…/smiertielnyi_ekzamien_10_samoubiistv_iz-z…
Между тем, согласно ч.2 ст.7 Федерального закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья.
На основании изложенного, просим провести прокурорскую проверку изложенных фактов, массово приводящих к вреду для здоровья школьников и суицидам детей, и принять меры к устранению этих факторов, а именно:
1. Привести продолжительность учебного времени, включая домашнюю работу школьников, нормированную СанПиНом 2.4.2.2821-10, в соответствие с нормами рабочего времени по Трудовому Кодексу РФ;
2. Отменить обязательные выпускные школьные экзамены, как фактор стресса, сохранив вступительные экзамены в ВУЗы. Нами было предложено аттестовать школьников по текущим оценкам за весь период обучения. В этот период, как известно, имеется достаточное число контрольных работ, и нет смысла выделять экзамены, потому что экзамены – это, прежде всего, оценка способности сдавать экзамены, а не оценка знаний.
Школьники, которые решат поступать в ВУЗ, должны сдавать вступительные экзамены по выбору: в традиционной форме в самом ВУЗе или в форме ЕГЭ. Такое предложение способно существенно снизить стрессовую обстановку в школе.
3. Оценить в действиях должностных лиц, имеющих отношение к созданию и поддержанию массового стресса в школе, а также бездействующих в его устранении, наличие составов преступлений по ст. 293 (Халатность), ст. 236 (Нарушение санитарно-эпидемиологических правил), ст. 238 (Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) и ст. 110 (Доведение до самоубийства) УК РФ.
Прилагаю к данному письму переписку с органами власти, откуда видно, что здоровье детей не имеет охраны, которая должна быть по закону, и ответственные органы власти не принимают мер согласно их компетенции. http://ligap.ru/articles/zayavlenia/zdrav/
Президент "Лиги пациентов" А.В Саверский