В последнее время отношение к профессионализму врачей в обществе претерпевает изменения, причем не в лучшую сторону. Для того чтобы исправить эту ситуацию, необходимо проводить информационно-разъяснительную работу с населением, показывающую наглядным образом развитие системы здравоохранения. Такое мнение корреспонденту сайта ONF.ru высказала представитель Центрального штаба ОНФ, член Совета Федерации Татьяна Кусайко.
В последние годы доверие россиян к врачам снизилось. Об этом говорят данные опроса, проведенного ВЦИОМ. Так, если в 2010–2015 гг. о доверии медикам говорили больше половины россиян (53–56%), то в этом году – чуть больше трети (36%). Недоверие к врачам испытывают 20% опрошенных. Еще 44% респондентов затруднились ответить на этот вопрос.
Среди тех, кто в последние полгода обращался в государственную или частную поликлинику, доверяют врачам больше (39%), чем те, кто за тот же период не прибегал к помощи медиков (29%).
Высоким положение врачей в обществе сегодня считают 32% участников опроса, низким – 26%. Еще 42% участников опроса затруднились с ответом, сообщается в результатах опроса.
По словам Кусайко, низкому уровню доверия населения к врачам поспособствовало несколько факторов. «В первую очередь доверие пациента зависит от успеха лечения, в то же время не всегда результат лечения зависит от компетентности и профессионализма врача. К примеру, позднее обращение к врачу минимизирует эффект от терапии. Союз врач – пациент изначально подразумевает двусторонний процесс, где врач должен стремиться вылечить, а пациент – хотеть вылечиться. Доктор может дать сколько угодно рекомендаций, а больной – осознанно или несознательно – их не выполнить, что также приводит к ухудшению качества лечения. Причины такого невыполнения рекомендаций врача могут быть разными: это и личное мнение пациента о нецелесообразности приема препарата, замена на другой, более доступный препарат, изменение дозировки или регулярности приема средств, просто забывчивость. Наконец, пациенты, обращаясь к врачу, ждут чуда. Заболевая, человек ощущает себя особенно уязвимым и беззащитным, повышается мнительность», – сказала Кусайко.
Она добавила, что доброжелательность, эмпатия врача, опрятный внешний вид располагают и положительно сказываются на эмоциональном состоянии больного, но пациент не реагирует на то, что врач подчиняется порядкам и стандартам, когда, согласно нормативам, на прием ему выделяется 10–15 минут. «Врач попросту не успевает оказать внимание, ожидаемое пациентом. В настоящее время ситуация меняется: в работу врача внедряются информационные технологии, автоматизирующие подготовку различных документов, перераспределяются функции между врачом и средним медперсоналом, реализуются проекты «Бережливая поликлиника», «Cоздание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», «Электронная регистратура». К ожиданию «чуда» можно отнести то, что клинические и научные исследования, о которых уже осведомлен пациент, опережают их практическое внедрение», – отметила Кусайко.
По ее словам, в последние годы врачи перестали быть единственными носителями специализированной медицинской информации. «Это связано, в первую очередь, с доступностью такой информации, ознакомившись с которой, люди начинают заниматься самолечением, считая, что смогут обойтись собственными силами. В итоге окружающая информационная среда, состоящая из обсуждений в социальных сетях и на форумах, из активной рекламы лекарств и способах лечения в различного рода СМИ, создают опасную иллюзию осведомленности человека в медицине и понимания происходящего с организмом, и тогда его собственное мнение оказывается более значимым, чем мнение врача. Самолечение может привести к тяжелым последствиям для здоровья, самое простое из которых – долечивание запущенных, обострившихся заболеваний», – подчеркнула представитель Центрального штаба ОНФ.
По ее мнению, на недоверие к врачам влияет и малая доступность медицинской помощи. «На сегодняшний день ведется много работы по повышению качества и доступности медицинской помощи. Проводятся мониторинги, независимые оценки качества медицинских услуг. К 2019 г. врачи смогут работать по национальной системе клинических рекомендаций при основных заболеваниях, которые закреплены в Федеральном законе №323 «Об основах охраны здоровья». Уже создан электронный рубрикатор и системы быстрого поиска алгоритмов диагностики и лечения», – отметила Кусайко.
Она добавила, что в общественном мнении сформировалась тенденция: те, кто пользовался медицинскими услугами, оценивают работу врачей выше, чем те, кто давно не обращался в медицинские учреждения. По словам Кусайко, сегодня необходимо проводить информационно-разъяснительную работу с населением, показывающую наглядным образом изменения в системе здравоохранения.
источник : onf.ru